«Ограничения поставок критически значимых товаров подтвердили правильность нашего курса на развитие отечественного высокотехнологичного производства. Поэтому нам нужно оперативно принять дополнительные меры по повышению конкурентоспособности российских предприятий и их продукции. Достигнуть этого можно, используя наилучшие доступные отечественные технологии, и, конечно, в первую очередь – цифровые технологии. Наша информационно-технологическая сфера должна стать платформенным сервисом для российской промышленности, который поможет вывести ее на новый уровень развития», – заявил глава правительства.
По его словам, быстрая перестройка базовых и высокотехнологичных отраслей промышленности в нынешних обстоятельствах возможна только при объединении усилий заказчиков и разработчиков, развитии новых инструментов повышения производительности и эффективности, а также при проведении кадровой политики, которая поможет реализовать таланты инженеров, конструкторов и технологов, говорится в пресс-релизе, поступившем в газету ВЗГЛЯД.
По мнению Михаила Мишустина, власти должны оказать поддержку российским компаниям, которые пока не могут выйти на нужные объемы производства. «Появились свободные ниши, которые можно и нужно занимать. Это и есть задача развития нашей промышленности. Важным критерием на первом этапе является оценка цифровой зрелости и автоматизации компаний. Методика для этого уже утверждена», – добавил премьер-министр.
«Мы поддержали и бизнес, который внедряет у себя отечественные разработки, в том числе пилотные. Начали выдавать гранты, покрывающие до половины расходов на внедрение новых технологий на производстве», – уточнил он, говоря о задаче, которую поставил президент России Владимир Путин для обеспечения безопасности и технологического суверенитета. Речь идет об указе президента, запрещающем использование иностранного ПО госорганам и госзаказчикам на критической инфраструктуре. Запрет вводится с января 2025 года, до этого срока потребуется перейти на софт отечественной разработки.
Также Мишустин упомянул и другую немаловажную меру господдержки – программу льготных займов. «В среднем под 3% заказчики получают кредиты на покупку российских решений для замены зарубежных», – отметил он.
Кроме того, по словам Мишустина, «отдельная мера разработана для компаний, направляющих средства на внедрение инновационных отечественных технологий, в том числе базирующихся на решениях в области искусственного интеллекта». Речь идет об уменьшении налога на прибыль. Поправки в законодательство были рассмотрены на заседании кабмина и в ближайшее время будут внесены в Госдуму.
Он подчеркнул, что взаимодействие лидеров отраслей промышленности с разработчиками является ключевой задачей. «Центральным элементом такого рода кооперации должно стать совместное участие бизнеса в разработке как отраслевых решений и платформ, так и тех самых программно-аппаратных комплексов. Что здесь конкретно предлагаю: считаю, что бизнес должен сформулировать свои потребности, обозначить, какие продукты ему нужны. Правительство организует поиск команд, которые смогут это обеспечить. Причем мы покроем часть финансовых расходов», – уточнил Мишустин.
Глава правительства резюмировал, что достижение национальной цели цифровой трансформации экономики, которую утвердил президент, возможно только при совместной слаженной работе. При участии заказчиков, разработчиков и государства.
Выступивший на конференции координатор федерального проекта «Единой России» «Цифровая Россия», член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин отметил, что государству важно стимулировать не только разработку софта, но и производителей электроники: «В прошлом году в рамках налогового маневра IT- компании получили серьёзные льготы, но на производителей российской электроники они не распространялись. Между тем, важно поддерживать не только разработку софта, но и нужно стимулировать производителей отечественного оборудования. Поправки правительства создают такую возможность».
Ранее замминистра промышленности и торговли России Василий Шпак заявил, что российские производители программного обеспечения справятся с задачей импортозамещения для объектов критической инфраструктуры.