«Хотя мы все привыкли к тому, что онлайн-пространство – неотъемлемая часть нашей жизни, в нем все еще есть «серые зоны». Поэтому разработка законодательства, которое сделало бы работу «классифайдов» – сервисов объявлений – понятной и ответственной, это тоже важнейшая задача государства», – пояснил руководитель рабочей группы Общественной палаты РФ по противодействию распространению недостоверной информации, общественному контролю и безопасности сети «Интернет» Александр Малькевич.
По словам IT-эксперта, трафик соцсетей вполне сопоставим по своему размаху с трафиком рекламных площадок, однако, в отличие от соцсетей, эти площадки пока не отвечают за безопасность своего контента. «Поэтому там могут появляться незаконные данные, деструктивная информация, клеветнический контент. При этом под требования о самоконтроле, которым обязаны следовать обычные социальные сети, «классифайды» не подпадают. В результате их пользователи оказываются в зоне риска», – заметил Малькевич.
Важнейший подход к российской «регуляторике» интернет-пространства – это придание большей прозрачности работе таких сервисов – в интересах самих же пользователей, пояснил эксперт. «И вот теперь в парламент внесен документ, который призван защитить миллионы пользователей, защитить и данные самих площадок, в том числе от злоупотреблений со стороны владельцев классифайдов», – подчеркнул член ОП РФ, напомнив, что многие из владельцев базируются за границей.
Новый законопроект ограничит долю, которой может владеть зарубежный бизнес в «классифайде», что позволит в том числе создать более благоприятные конкурентные условия для развития отечественных аналогов. «При этом законопроект не ограничивает деятельность иностранцев на нашем рынке. Прежде всего, документ призван помочь отечественным платформам сохранить свою независимость и избежать иностранной монополии», – сообщил Малькевич.
Аналитик добавил, что благодаря новому закону появится единый измеритель аудитории классифайдов, от чего получат пользу как рядовые посетители рекламных сайтов, так и предприниматели. «Единый измеритель позволит оценить эффективность площадки, а также сделает работу классифайда более прозрачной», – резюмировал ИТ-эксперт.
Напомним, в пятницу в Госдуму был внесен законопроект, который регламентирует работу сервисов объявлений, называемых классифайдами. Отныне иностранное владение такими сервисами не должно превышать 20%, сообщил автор документа, зампред думского комитета по информполитике Антон Горелкин. Он предполагает, что под регулирование попадут сервисы, ежемесячная аудитория которых превышает 10 млн российских пользователей. По мнению депутата, подобные сервисы аккумулируют большой объем данных о россиянах, и особое опасение вызывает тот факт, что многие их владельцы находятся за границей. В качестве примера он назвал сервис Avito, принадлежащий компании Prosus из Нидерландов.
«Владельцы классифайдов будут обязаны: не допускать использования сервисов в противоправных целях, распространения порочащей информации. Они будут обязаны разместить адрес электронной почты для направления юридически значимых сообщений и установить единый измеритель аудитории», – рассказал о проекте закона депутат.