«Как нам стало известно, сразу после опубликования этого взвешенного заявления Исполнительным комитетом ЕФПА неожиданно возникла негативная реакция со стороны Национальной психологической ассоциации Украины, которая заявила о необходимости немедленного исключения РПО из ЕФПА», – говорится в заявлении на сайте Российского психологического общества.
При этом в обществе добавили, что являются неполитической организацией и в первую очередь обеспокоены тяжелыми психологическими последствиями кризиса, а поэтому «всегда готовы предложить помощь, используя профессиональные ресурсы нашей ассоциации, и способность опираться на коллективный потенциал наших членов».
В связи с жестким давлением, Исполком ЕФПА был вынужден рассмотреть заявление украинских коллег. В связи с чем было созвано внеочередное заседание Президентского Совета ЕФПА 3 марта 2022 года по вопросу статуса РПО в ЕФПА.
«Результатом, несмотря на предложение РПО о временном приостановлении членства в ЕФПА, а также на заявления ЕФПА о том, что она не является политической организацией и фокусируется на профессиональных целях и задачах, а также содействии в построении единого профессионального мира и продвижения профессиональной поддержки стало ничем не обоснованное, решение об исключении РПО из ЕФПА, продиктованное требованиями отдельных членов Ассоциации в свете похожих реакций некоторых европейских структур», – заявлено в сообщении.
Так, в рамках бурного обсуждения было зачитано открытое обращение Президиума РПО о сохранении профессионального единства и необходимости поддержки, но в итоге было принято решение, которое по мнению общества подрывает сами основы профессиональной этики и гуманистической парадигмы профессии.
«С учетом богатой и продуктивной истории взаимоотношений РПО и ЕФПА мы не можем согласиться с правильностью и легитимностью такого неожиданно недружественного шага и как психологи понимаем, что оно продиктовано больше эмоциональными или политизированными мотивами, и очень похоже на проявление дискриминации по национальному признаку в научном сообществе», – отмечается в заявлении.
Специалисты общества отказываются согласиться «с абсурдными, граничащими с цинизмом, упреками и обвинениями» некоторых зарубежных коллег в адрес российских психологов в том, что они оказывают помощь «не тем беженцам» или «не тем детям», якобы непосредственно участвуют в подготовке и проведении военных операций.
Однако специалисты общества подчеркнули, что намерены сохранить приверженность профессиональным идеалам и планируют рассматривать сложившуюся ситуацию как временную, а также предпринимать «все возможные шаги для ее разрешения и возвращения в конструктивное русло».
Уточняется, что возникшая ситуация не отнимает у РПО и его членов возможности продолжения деятельности в составе ЕФПА в будущем. Также сохраняются двусторонние отношения РПО с европейскими коллегами в рамках работы других международных психологических ассоциаций и совместных научных и образовательных проектах.
Специалисты обществе отметили, что обстоятельства «накладывают дополнительные серьезные обязательства по объединению усилий и укреплению сотрудничества для выполнения основной миссии РПО – развитие психологической науки, образования и деятельности в интересах людей, нуждающихся в профессиональной психологической помощи и поддержке во всем мире».