Представитель СК Светлана Петренко рассказал, что в качестве основных версий крушения пассажирского самолета L-410 в Иркутской области рассматриваются ошибка пилотирования при выполнении маневрирования на посадке и отказ техники. Данная модель самолета была разработана чехословацким (ныне чешским) авиационным заводом Aircraft Industries в 1971 году.
«То, что данная модель самолета была введена в эксплуатацию 50 лет назад, это ни о чем не говорит. Если взять тот же Boeing 737, на котором мы летаем больше всего в мире, то его первая модификация тоже была произведена 50 лет назад. Но, понятно, что самолет постоянно модернизируется и мы не летаем на 50-летних самолетах. То же самое касается и самолета L-410. Да, первые его версии были давно созданы, но те, на которых летают сейчас – фактически новые машины», – говорит Гусаров.
Он отмечает, что данная модель на сегодняшний день глубоко модернизирована и сильно отличается от первых, в первую очередь технологически. В 70-х годах он был произведен Чехословакией специально для России. Сегодня он также производится: отдельные элементы сделаны Чехией, которые поставляются в нашу страну, где и происходит сборка. Воздушное судно оснащено современными двигателями, авионикой и системой управления.
«Этот самолет отвечает всем сертификационным требованиям и требованиям безопасности, иначе его бы просто не допустили бы к полету, причем независимо от возраста. Этот самолет с очень хорошими характеристиками, показателями, является востребованным и летает по всей стране, причем как в советское время летал, так и сейчас. Является одним из основных самолетов регионального класса, используется во всех климатических зонах. Очень хорошая машина», – объясняет эксперт.
Российский летный парк в ближайшее время действительно собираются обновлять, но именно этими модернизированными моделями самолетов, рассказывает собеседник. А старых моделей L-410 уже давно нет в эксплуатации.
«Самолеты, которые сейчас «на крыле», практически все новые. За минувшие 10 лет только у нас в стране собраны около 200 таких самолетов. У самолетов вообще срок службы 25–30 лет. Самолеты регионального класса, которые летают немного, по сравнению с магистральными, вообще долгоживущие. И, само собой, все эти самолеты, которые в авиакомпаниях, имеют «стеклянную кабину» (несколько современных дисплеев в кабине пилота, вместо множества приборов – Прим. ВЗГЛЯД), оснащены по последнему слову», – уверен Гусаров.
Кроме того, на сегодняшний день заменить L-410 даже не на что, потому что в этом классе самолетов ему просто нет отечественного аналога, продолжает эксперт. Но заменять, по мнению специалиста, его и не нужно, потому что Россия производит его совместно с Чехией, да и создавался он специально для нашей страны, а, значит, соответствует всем требованиям эксплуатации: предназначен как для грунтовой взлетно-посадочной полосы. Снег, лед, морозы до минус 55 градусов и безангарное хранение в холод ему не помеха.
«L-410 – абсолютно неприхотливая лошадка с хорошими характеристиками. Именно поэтому мы остановились на нем. И если в советское время он был только чехословацкого производства, то сейчас организовано совместное, для российского рынка. В этом сегменте ему замены нет», – заключил авиаэксперт.
Вечером 12 сентября пассажирский самолет L-410 совершил жесткую посадку в 4 км от села Казачинское, примерно в 500 км от Иркутска. На борту находились 16 человек, включая экипаж. Четверо из них погибли, остальные пострадавшие были доставлены в больницу.