Открывая заседание, директор Ассоциации участников рынка интернет-индустрии «Лига безопасного интернета», член комиссии ОП по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Екатерина Мизулина отметила, что государство активно принимает меры для создания безопасного пространства в соцсетях, передает РАПСИ.
«С деструктивным контентом сталкиваются все граждане России. Это различные виды противоправного контента, информация о продаже наркотиков, информация с призывами к суициду, насильственные видео, шок-контент, кибербуллинг, фейковые новости и мошенничество. Граждане пытаются защитить свои права и свою безопасность, обращаясь напрямую в соцсети, но когда они не находят там поддержки, они обращаются к органам власти и в общественные организации», – рассказала Мизулина.
По ее словам, государство в последние полгода прилагает существенные усилия для того, чтобы изменить ситуацию, и обезопасить пространство соцсетей для граждан. «Мы видим, что наши регуляторы и органы власти предпринимают для этого последовательные шаги», – отметила общественница.
В ОП сообщили, что при составлении рейтинга учитывалось количество неудаленного противоправного контента, наличие или отсутствие представительства в России, готовность взаимодействовать с регулятором и скорость реакции на жалобы пользователей и надзорных ведомств. Дополнительным показателем стала политизированность соцсетей – количество случаев блокировки или ограничения доступа к аккаунтам, не нарушающим законодательство России, но подвергшимся политической цензуре.
Исследование было проведено в связи с вступившим в силу 1 февраля законом о саморегулировании социальных сетей, согласно которому они должны самостоятельно выявлять и блокировать запрещенный контент. Первое место в антирейтинге соцсетей занял Facebook*, вторую позицию – YouTube, а третьим стал Twitter. Далее расположились Instagram*, «ВКонтакте», TikTok и «Одноклассники». В частности, авторы исследования насчитали в Facebook 15 актов цензуры в отношении российских СМИ и компаний (YouTube – 28, Twitter – 11), 112 материалов о незаконном обороте наркотиков (YouTube – 52, Twitter – 12), 1900 материалов с информацией, признанной судами запрещенной и экстремистской (YouTube – 4420, Twitter – 100), 68 случаев оскорбления госсимволов (YouTube – 8, Twitter – 25), 124 фейка (YouTube – 81, Twitter – 12), 87 призывов к суициду (YouTube – 35, Twitter – 32), передает ТАСС.
Между тем авторы отмечают сокращение числа выявленных случаев неудаления деструктивного контента по некоторым темам. Так, количество информации о незаконном обороте наркотиков в Twitter снизилось со 150 до 12, а в Facebook – с 200 до 112. Также в Facebook уменьшилось число материалов с запрещенной судом и экстремистской информацией с 2700 до 1900. В YouTube, как отмечают авторы исследования, этот показатель, наоборот, увеличился с 3400 до 4420. В целом, согласно исследованию, интернет-платформы за шесть месяцев «предприняли существенные меры» по удалению контента, связанного с детской порнографией и незаконным оборотом наркотиков.
По данным исследования, в Facebook один противоправный материал приходится на 15 177 пользователей, в YouTube – на 17 301. Всего в Facebook не удалено 2 306 противоправных материалов, в YouTube – 4 624, в Twitter – 192.
Также авторы исследования отмечают, что аудитория активных пользователей Twitter за полгода (со времени проведения прошлого антирейтинга) с учетом действий санкций Роскомнадзора по замедлению трафика соцсети сократилась почти на 10% (около 1 млн человек). Первое место в предыдущем антирейтинге соцсетей, который был представлен в конце февраля, занял как раз Twitter.
Мизулина надеется, что Роскомнадзор предпримет «серьезные и решительные меры» в отношении лидеров антирейтинга – Facebook и YouTube. "Когда мы презентовали первый антирейтинг в феврале этого года, Роскомнадзор предпринял решительные шаги: практически незамедлительно произошло замедление трафика платформы Twitter. Мы надеемся, что и в этот раз серьезные и решительные меры по борьбе с деструктивным контентом со стороны Роскомнадзора в отношении лидеров этого антирейтинга будут предприняты», – сказала она.
Как уточнила Мизулина, это касается и применения технических мер воздействия в отношении Facebook и YouTube, включая замедление их трафика, если Роскомнадзор «сочтет это разумным».
«Презентуя сегодняшней рейтинг, речь не идет о введении каких-то запретов для работы этих IT-платформ на территории России. Также речь не идет о введении каких-то жестких санкций. Речь идет о том, что необходимо, в первую очередь выстраивать совместный диалог по борьбе с распространением деструктивного контента, для выстраивания безопасного пространства социальных сетей», – отметила Мизулина.
Первый рейтинг был презентован в ОП РФ 25 февраля, антилидером стала социальная сеть Twitter. После обращений Роскомнадзора и вынесения предупреждений значительная часть противозаконного контента была удалена администраторами сети.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ