Высказывание главы МИД Ирана Мохаммада Джавада Зарифа о препятствиях сделке со стороны России, видимо, было вызвано сиюминутными причинами – министру, видимо, просто было выгодно сказать в тот момент этому собеседнику такие слова. Так считает глава института Ближнего Востока Евгений Сатановский. «Кто вам сказал, что министры иностранных дел все время говорят то, что они думают? – риторически спрашивает эксперт. – Министр в тот момент не думал, что запись будет обнародована. Подобные утечки отражают, главным образом, внутрииранские «разборки», а не реальное отношение Тегерана к Москве».
Что касается сути высказанных претензий, то в вопросе «ядерной сделки» Россия в 2015 году вместе с Западной Европой, Китаем и тем же Ираном предпринимала усилия, чтобы, во-первых, предотвратить военный сценарий, который мог вполне реализоваться со времен президента Буша-младшего, пояснил Сатановский. «Во-вторых – попытаться, пока ситуация не сорвалась со всех гаек, выдержать режим нераспространения ядерного оружия. Как и большинство других ядерных и не только ядерных держав, Москва заинтересована в этом. Поэтому препятствовать заключению такой сделки никак не могла», – подчеркнул Сатановский.
«Отношения России и Ирана если и будут меняться со временем, то по геополитическим причинам, а не в результате каких-то утечек и частных высказываний, пусть даже высказываний министра иностранных дел», – отметил эксперт.
При этом историческая память подсказывает, что у Тегерана действительно есть основания опасаться Москвы, оговорился Сатановский. «Достаточно вспомнить один лишь Санкт-Петербургский договор 1807 года о разграничении сфер влияния между Российской и Британской империями, в котором территорию Персии было решено поделить. На фоне той большой истории, нынешние мелкие скандалы просто смешны», – заключил президент Института Ближнего Востока.
В воскресенье в западную прессу попала утечка разговоров главы МИД Ирана Мохаммада Джавада Зарифа, позволившего себе крайне резкие высказывания о закулисных отношениях Тегерана и Москвы. Как сообщил ТАСС, позже в иранском дипломатическом ведомстве подтвердили подлинность аудиозаписи, при этом заметив, что этот разговор не предназначался для прессы.
В частности, на записи Зариф уверяет, что Россия втайне была против Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе – и якобы прилагала «все свои усилия», чтобы торпедировать переговоры с США.
По утверждению Зарифа, ему нередко приходилось использовать «грубый и недипломатический язык» в переговорах со своим коллегой Сергеем Лавровым. Негатив, якобы проявленный со стороны России, министр объясняет тем, что СВПД был рассчитан на наведение мостов между Ираном и Западом.