Конвенция призвана определить: является Каспий озером или морем, пишет «Коммерсант».
«Ни то и ни другое. У Каспийского моря будет особый правовой статус. Это объясняется набором специфических географических и гидрологических характеристик. Оно представляет собой внутриконтинентальный водоем, не имеющий прямой связи с Мировым океаном, поэтому не может рассматриваться в качестве моря», – заявил Карасин.
При этом он отметил, что в силу размеров, состава воды и особенностей дна Каспий также не может считаться и озером, поэтому к Каспийскому морю не применимы как положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, так и принципы, используемые в отношении трансграничных озер, когда на секторы разграничивается только дно, а суверенитет в отношении водной толщи устанавливается на основании других принципов.
По словам замглавы МИД, предусмотренный режим гарантирует свободу развития ВМС, плавания и действий российских военных кораблей в общем водном пространстве.
При этом конвенцией устанавливаются правила безопасного поведения кораблей в прибрежной зоне и в районах интенсивной хозяйственной деятельности.
После распада СССР возник вопрос определения правового статуса Каспийского моря, который разделен между пятью странами. Сложность состоит в том, что есть споры относительно его статуса: озеро это или море, разграничение которых регулируется разными положениями международного права.
Вопрос статуса Каспия является ключевой темой саммитов прикаспийских государств – России, Азербайджана, Ирана, Казахстана, Туркменистана. Саммиты проходили в 2002, 2007, 2010 и 2014 годах.
Напомним, 22 июня российское правительство одобрило проект конвенции о правовом статусе Каспийского моря.