Шмаков прослужил в ВВС 39 лет и летал на таких самолетах, как МиГ-31 и Су-27. Генерал-лейтенант запаса оговаривается, что устройство и принципы работы современного натовского истребителя могут отличаться от тех, с которыми он имел дело. Тем не менее, учитывая опыт полетов на отечественных машинах, можно предположить три варианта развития событий, говорит он.
Первый – пуск был произведен умышленно. «Ракета класса «воздух-воздух» уходит с пилонов только по воле летчика. Он может пустить одну или несколько ракет либо по воздушной цели, либо сбросить боекомплект аварийно. Современные истребители не несут боевое дежурство с одной ракетой, и если бы летчик сбросил эту ракету либо аварийно, либо по своей неопытности, то он, скорее всего, сбросил бы весь боекомплект», - говорит летчик-истребитель.
Для понимания причин инцидента также важно знать, была ли на ракете тепловая или радиолокационная головка самонаведения (ГСН). «Тепловая ракета класса «воздух-воздух» реагирует на источники инфракрасного излучения – тепло от летящего на большой скорости самолета или на сопла его двигателей. Тепловая ГСН захватывает источники ИК-излучения и говорит: «я готова к пуску». Поэтому были случаи, когда летчики случайно пускали такие ракеты по солнцу. Других таких источников в небе нет», - объясняет Шмаков.
«Летчик, располагающий ракетами с радиолокационными ГСН, обнаруживает цель, радиолокационно облучая ее. Ракета, если у нее активная ГСН, захватывает цель и сообщает о готовности к пуску. И летчик нажимает на кнопку пуска, включая тем самым двигатель ракеты, и та уходит с пилона», - говорит он.
«Но перед тем, как запустить двигатель ракеты, летчику нужно осознанно включить несколько тумблеров, чтобы запитать ракету полностью и подготовить ее к бою», - подчеркивает генерал.
«То есть, или летчик умышленно все это сделал, или он, будучи совсем необученным, мог как-то неумышленно своими «шаловливыми ручонками» повключать все необходимые тумблеры и уже затем пустить ракету кнопкой пуска», - предполагает Шмаков.
Существует и третий вариант – техники на земле могли не закрепить ракету как следует. «У нас были случаи, когда незакрепленная ракета на взлете отрывалась под напором воздушного потока и уходила с пилонов», - говорит эксперт.
Во вторник истребитель ВВС Испании Eurofighter, несший боевое дежурство в небе над Прибалтикой в рамках «воздушного патруля» НАТО, во время полета якобы по ошибке выпустил боевую ракету «воздух-воздух» AMRAAM. Предположительно, ракета могла упасть в 40 км к северу от эстонского Тарту.