Мировые СМИ задаются вопросом: «Неужели демократия умирает?». Похоже, нам придется пережить закат демократии, предупреждает Financial Times.
Лидеры, которые задавали повестку дня в течение последних лет, например, председатель КНР Си Цзиньпин, российский президент Владимир Путин и турецкий лидер Реджеп Эрдоган, не считают себя либералами. Президент США Дональд Трамп, находящийся в своей собственной категории, завидует власти «этих автократов», уверена газета.
Да, у демократий есть свои проблемы. Посмотрите хотя бы на то, что происходит в Италии. Однако будет ошибкой считать, что «автократы» умудряются избегать стрессов и напряжения. Взгляд за пределы пропаганды позволяет увидеть, что у «деспотов» есть свои проблемы, указала FT.
Взять хотя бы Путина. «Российский лидер обеспечил себе четвертый президентский срок. Кремль говорит, что он заручился поддержкой 75% избирателей (на самом деле 76,69% – прим. ВЗГЛЯД)», – подчеркнула FT. Однако не все так блестяще, как кажется. «Инаугурация Путина в позолоченном великолепии Кремлевского дворца имела определенную пустоту. Где толпы одобряющих граждан на улицах? Вместо этого были протесты против мрачной экономической перспективы и растущих социальных болезней. Даже при цене нефти в 80 долларов за баррель», – фантазирует издание.
Путину нужны иностранные инвестиции и технологии. Но вместо этого Россия сталкивается с ужесточением международных санкций.
У Эрдогана тоже мало союзников, пишет FT. Было время, когда будущий «султан» Турции мог похвастаться, что дружит со всеми своими соседями. «Теперь Турция не согласна со всеми. Отношения с США находятся на дне, с Германией и Францией – не намного лучше. И это его партнеры из НАТО. Россия же – союзник при хорошей погоде, такому нельзя доверять. Эрдоган не может допустить ведения дел с Израилем. Сирийская гражданская война дорого стоила Турции», – подчеркнула газета.
Турцию ждут выборы, после чего Эрдоган примет свои «обширные новые полномочия», но проблема в том, что большого энтузиазма его переизбрать нет. Рост экономики сдерживают инфляция и обваливающаяся валюта. А исламские взгляды Эрдогана лишили его поддержки среди молодежи и жителей больших городов. «Вот почему Эрдоган нервно оглядывается через плечо на судьбу «автократа» – бывшего премьера Малайзии Наджиба Разака.
Никто не уверен, что партии Эрдогана гарантировано большинство в парламенте, на что президент надеялся. Даже сторонники теперь мечтают о «постэрдоганской» Турции», – отметило издание.
Что касается Си Цзиньпина, у Китая не было такого сильного лидера со времен Мао. «Но при всем внешнем могуществе Си поражает, насколько коммунистическая партия боится того, что люди могут потребовать перехода к демократии», – указала газета.
«Падение советского коммунизма» не стало концом истории. И нынешние потрясения в мире не подпишут смертельный приговор политическому плюрализму. Демократов ждут трудные времена, равно как и многих автократов», – резюмировала FT.