Утверждается, что снимки были сделаны 10 февраля. Как заявил подполковник Дэвид Фаггард, представитель Европейского командования вооруженных сил США, «капитан корабля назвал эти действия небезопасными и непрофессиональными из-за возможности возникновения аварии», передает CNN.
По словам Фаггарда, по меньшей мере четыре самолета пролетели рядом с кораблем на предельно низких высотах и на высокой скорости. Сначала американскими моряками был замечен противолодочный самолет Ил-38, рядом с кораблем проследовали три бомбардировщика Су-24.
Напомним, еще год назад газета ВЗГЛЯД подробно писала о практике сближений военных самолетов. Пилоты объясняли, что понятия «грубый перехват», как и ограничений на сближение, в военной авиации не существует. Кроме того, подобные перехваты делаются по приказу и из военной необходимости, причем как российскими, так и западными самолетами.
Так, первый раз о похожем инциденте сообщалось в апреле 2014 года, когда представители ВМС США пожаловались на то, что российский истребитель совершил маневры вблизи американского эсминца «Дональд Кук» в Черном море. Отмечалось, что российский самолет в течение полутора часов кружил совсем близко от эсминца, приближаясь на расстояние менее 1 километра и снижаясь на высоту около 150 метров над уровнем моря. Эсминец «Дональд Кук» обладает системой ПРО «Иджис» и крылатыми ракетами «Томагавк». Корабль появился в Черном море для участия в совместных учениях с румынской флотилией.
Главнокомандующий силами НАТО в Европе американский генерал Филипп Бридлав в ноябре того же года заявлял о росте активности российских ВВС, отмечая, что они используют более сложный боевой строй и большее число машин, а также залетают несколько дальше, чем обычно. В январе 2015 года генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что воздушные силы альянса вылетали на перехват российских боевых самолетов по итогам 2014 года более 400 раз – это в четыре раза больше, чем годом ранее.
Что касается сближения самолетов в воздухе, то такие инциденты происходят гораздо чаще. Еще один громкий инцидент произошел 25 января прошлого года. По информации американской стороны, истребитель Су-27 ВВС России опасно приблизился к американскому разведывательному самолету RC-135, совершавшему плановый полет над Черным морем. Знакомые с ситуацией американские чиновники отмечали, что американский разведчик летел вдали от российской территории.
«Перехват есть перехват. О профессионализме судить – не их право, – говорил тогда газете ВЗГЛЯД бывший командующий 4-й воздушной армией ВВС и ПВО, генерал-лейтенант, Герой России Валерий Горбенко. – Да никто его, собственно и не перехватывал. Он появился в этих водах, наш самолет вышел и посмотрел – боевой или небоевой. Увидел, что это разведчик, не имеет намерения заходить в наше воздушное пространство, развернулся и ушел. Ничего особенного в этом нет».
В октябре прошлого года стало известно о том, что российский и американский самолеты опасно сблизились в небе над Сирией. Тогда американские военные предполагали, что российский самолет эскортировал другой, более крупный, разведывательный самолет и провел маневр поблизости от американского самолета. Позже в Пентагоне сообщили, что сближение самолетов было незлонамеренным. Там пояснили, что самолеты находились на расстоянии примерно в полмили (около 800 метров). Более того, самолеты установили связь друг с другом, а на следующий день стороны обсудили по установленным каналам инцидент.
Подобный инцидент в Балтийском море вызвал скандал весной 2016 года. Тогда российские Су-24 несколько раз пролетели вблизи от американского эсминца «Дональд Кук», что вызвало резкий протест со стороны Вашингтона.
Осенью прошлого года агентство Bloomberg сообщило о том, что на одном из совещаний президент Владимир Путин назвал «высоким риском» подобные инциденты. Во время заседания правительства, по данным агентства, некоторые его участники заявили, что американцы «заслужили это». В ответ на это Путин спросил: «Вы что, с ума сошли?». В Кремле не подтвердили, но и не опровергли сообщение агентства. Правда, когда именно проходило данное совещание, осталось неизвестным.