Главный инженер ОКБ «Атом», один из создателей проекта трамвая R1 инженер Максим Кузин назвал «чушью» утверждения о том, что трамвай R1 непригоден для российской действительности. Он выразил недоумение заявлением директора по особым поручениям госкорпорации «Ростех» Василия Бровко о том, что производственные мощности не дадут выйти этому трамваю на рынок страны.
«Василий Бровко, получается, и представляет те самые производственные мощности, которые, как он выразился, не дадут выйти трамваю R1 на рельсы страны. То есть Ростех, поглотив УВЗ, имеет контроль над заводом «Уралтрансмаш», на котором планировалось выпускать этот трамвай. Ходовая часть под него существовала и существует – это тележки и электрооборудование «трамвай 71409», который создавался «Уралтрансмашем» самостоятельно, и затем они обратились к нам, чтобы сделать этот трамвай приятным для потребителя, красивым. Добавить туда дизайн и прочее», – сказал Кузин.
Инженер пояснил, что есть российская версия трамвая на тележках «Уралтрансмаша», а также экспортная версия на тележках немецкого партнера. Причем тележка российского производства в три раза дешевле западного аналога.
«Эти тележки проходили испытания. Они ездят под трамваями в Волгограде, Екатеринбурге и других городах. Вопрос желания первичен, какому трамваю дать зеленый свет. Очевидно, в самом высказывании кроется ответ. Производственные мощности Ростеха не дадут трамваю R1 выйти на рельсы России», – посетовал инженер.
Ранее было заявлено, что трамвай R1, презентованный «Уралвагонзаводом» на международной промышленной выставке «Иннопром» в 2014 году, не будет выпущен в серийное производство. Директор по особым поручениям госкорпорации «Ростех» Василий Бровко подчеркнул, что трамвай «очень красивый», «но у нас есть серьезная проблема разрыва между дизайнерами и производителями. Так же получилось и с этим проектом».
Что касается технического обслуживания, то трамвай, по словам Кузина, создавался в сотрудничестве с работниками депо, водителями, представителями разных социальных и демографических категорий.
«Он создавался удобным для людей. И что самое важное – недорогим. Его стоимость заявлялась в 50–55 млн рублей при заказе в 50 экземпляров в 2014 году. И она не изменилась.
По этой стоимости его можно и сейчас произвести и выпустить на улицы. Вопрос желания и последовательности. Я думаю, Ростеху в целом не очень хочется глубоко залезать в трамвайную тематику, доставать имеющиеся наработки. Они в каком-то смысле рискованные, в них нужно вкладываться, доводить до конца, строить. Проще продвигать готовые или полуготовые решения. Это безопаснее для менеджеров и директоров, которые принимают эти решения», – отметил Кузин.
Кузин также опровергает тезис о том, что трамвай R1 слабо поддается ремонту из-за уникальных и дорогих деталей.
«И стоимость R1 невысокая, и уникальных с точки зрения производства деталей там нет. В этом и суть хорошего дизайна – используются те же материалы и те же технологии, просто получается красивый удобный продукт. Думаю, это заявление Бровко – совершенно необоснованное, оно не имеет под собой никакого анализа, никакой технической экспертизы машины», – заявил Кузин.
По его мнению, глава Минпрома России Денис Мантуров – более авторитетный человек в вопросе оценки транспорта, создаваемого в России.
«Я лично представлял ему трамвай в 2014 году и прекрасно помню его реакцию: «Раз такой классный продукт получился, давайте его готовить и на экспорт». Мы – КБ «Атом» – слова министра восприняли как сигнал. В инициативном порядке мы создавали и предлагали экспортную версию. Предлагали по ней сотрудничать и заводу, и частным инвесторам», – напоминает Кузин.
Но инженер добавляет, что такой вопрос – не в плоскости дизайн-бюро. «Мы можем создать продукт, но мы не можем заниматься политикой, его продвигать, продавать кому-то. Нужен некий игрок, который этим продуктом распоряжается. Раньше это был «Уралвагонзавод», теперь это Ростех. И Ростех решил этим продуктом вот таким образом распорядиться», – посетовал Кузин.
«Понимаете, на одной чаше весов есть Василий Бровко с его мнением, на другой чаше весов есть признанные международные автомобильные дизайнеры Марат Гунак (Mercedes), Кристофер Бенгл (BMW), Карим Рашид, министр Денис Валентинович Мантуров, есть общественность, которой все нравится и понятно,
– перечислил Кузин. – Ну, может быть, прав и Василий Бровко, но пока аргументы указывают на то, что он не знаком с ситуацией абсолютно».
Инженер не берется предсказать, что теперь будет с R1 и не превратился ли он просто в музейный экспонат. «Будем жить дальше, заниматься другими проектами. В Ростехе, наверно, представят другой трамвай, раз они постоянно обещают изготовить какой-то трамвай на «Уралтрансмаше». Но он, понимаете, должен быть лучше и дешевле, чем R1. Это мы и увидим. Они представят, а общественность и вынесет свой вердикт. Все видели, насколько и в России, и в мире понравился R1. Посмотрим, насколько понравится людям трамвай, который покажет Ростех», – подытожил инженер.