Как сообщает Regnum со ссылкой на главврача петрозаводской поликлиники №4 Ольги Билко, идеология проекта берет свое начало в системе бережливого производства, разработанной в Росатоме, общение со специалистами которого позволило выявить в российских поликлиниках общие проблемы.
Одной из этих проблем является то, что инструменты и материалы зачастую находятся не на своих местах, что вызывает лишние перемещения пациентов и медперсонала поликлиник.
Проект «Бережливой поликлиники» призван преодолеть все основные недостатки. Всего их чуть более десятка. Так, пациенты привыкли, что до поликлиники трудно дозвониться – работники регистратуры вынуждены «разрываться» между телефонными звонками и общением с посетителями. Поэтому в обеих пилотных поликлиниках Петрозаводска появились call-центры с электронной АТС, IP-телефонией. В call-центре отслеживают самые «горячие» часы обращений, время, которое абонент потратил на ожидание ответа, время разговора с пациентом - всё это помогает анализировать работу и исправлять ошибки.
Кроме того, в регистратуре поликлиники №4 появилась электронная система регуляции очередей, как, например, в банках.
«Посетитель с талоном А18, пройдите к окну №6» – эту фразу, произнесенную электронным голосом, теперь слышно и в больницах. Кстати, именно нововведения в регистратуре и на входе в поликлинику несколько задержали проект: в Петрозаводске он должен был быть завершен к 1 сентября.
«К 1 сентября выполнены все основные направления проекта, кроме одного: проект «Бережливая поликлиника» подразумевает обязательную реконструкцию входной зоны и регистратуры. Она подразумевает повышение информированности населения, создание более комфортных условий для населения и отдельно для маломобильных граждан. Этот капитальный ремонт у нас задерживался, поэтому полностью открываем проект сегодня», – сообщила Ольга Билко.
В другом медучреждении Петрозаводска – детской поликлинике №2 – выделен внутренний телефон для справок, закуплен терминал для самостоятельной записи к специалистам, создан блок неотложной помощи с отдельным входом, в холле регистратуры установлено электронное табло с расписанием, усовершенствована навигация по зданию, изменен режим работы специалистов.
В обеих петрозаводских поликлиниках специалистов регистратуры обучили психологи – им рассказали азы бесконфликтного общения с пациентами. Это позволило создать более комфортные условия для граждан: расширить запись на прием, сократить очереди, разделить потоки больных и здоровых детей, сократить бумажный документооборот, а значит – больше времени уделять работе с пациентом.
Во взрослой поликлинике №4 сократилось количество визитов при диспансеризации, улучшена эффективность выписки лекарственных препаратов льготным категориям граждан через врачебную комиссию, успешно работает специально созданный отдельный кабинет неотложной помощи, зона приема анализов перенесена с седьмого этажа на первый (последнему новшеству пациенты особенно рады – ожидание лифта в очереди подчас длилось до восьми минут). Результаты лабораторных исследований в компьютерную информационную систему поликлиники теперь попадают автоматически, выполнен ремонт в зонах ожидания и процедурном кабинете.
«Мы сами очень довольны работой, той красотой, которая появилась в регистратуре. Но это только начало, работа будет продолжаться дальше. Это не обязательно будут какие-то грандиозные ремонты. Например, мы уже видим проблему очередей к узким специалистам хирургического профиля, скажем, к травматологу. Это порой вызвано тем, что приходит больной с травмой – и врачу приходится отвлекаться на него, накладывает лангету, остальные вынуждены ждать. Сейчас мы хотим посмотреть, как можно решить эту проблему, за счет каких наших возможностей, как можно развести людские потоки и так далее. И люди довольны. Довольны тем, что система электронной регуляции очереди поставлена – и в регистратуре, и в процедурном; тем, что не надо теперь возить анализы на седьмой этаж на лифте и долго ждать; тем, что диспансеризация проходит быстрее», – сообщила Ольга Билко.
Все работы по проекту обошлись поликлинике №4 примерно в 20 млн рублей. 8,5 млн на покупку оборудования выделил территориальный фонд ОМС – на эти средства приобретены новый флюорограф, аппарат УЗИ, стоматологическая установка, что также позволило уменьшить очереди. Еще 2,6 млн рублей пожертвовали благотворители. Остальные деньги – текущие расходы поликлиники, предоставленные из фонда обязательного медицинского страхования.
Напомним, ране собщалось, что официальный старт проекта «Бережливая поликлиника» 3 ноября объявили в Нижнем Новгороде. В августе глава Кировской области Игорь Васильев принял участие в открытии после ремонта двух детских поликлиник, включенных в федеральный пилотный проект «Бережливая поликлиника».