«Губернатор (Аман Тулеев) направил письма председателю совета директоров ОАО «Российские железные дороги» Михаилу Фрадкову и исполняющему обязанности президента компании Анатолию Краснощеку. Тулеев считает, что необходимо выработать срочные меры по разгрузке складов угольных компаний, которые из-за острой нехватки вагонов не могут отгрузить свою продукцию согласно контрактам. Запасы угля на складах при норме 9 млн тонн в сентябре составили 13,4 млн тонн», – говорится в сообщении на сайте администрации Кемеровской области.
По данным администрации, такая ситуация возникла из-за недостаточного количества полувагонов, направляемых владельцами подвижного состава в Кузбасс в рамках заключенных договоров с грузоотправителями. Например, в августе среднесуточно дефицит вагонов ведущих компаний- операторов вагонного парка составлял 3 тыс. единиц.
«Главное – при дефиците вагонов искусственно ограничивается прием угля в адрес портов Дальнего Востока, где сейчас кузбасские компании имеют самую высокую доходность от продаж угля», – цитирует пресс-служба слова Тулеева.
По его мнению, чтобы решить вопрос с нехваткой вагонов, необходимо перейти на полностью обезличенный парк вагонов с единым центром управления. «Сейчас от грузоотправителя к потребителю подаются вагоны только конкретной операторской компании. В результате тысячи вагонов вынужденно проходят десятки и сотни километров без груза, в то время как по маршруту их движения погрузочные комплексы угольных компаний простаивают в ожидании вагонов других компаний», – пояснили в администрации.
Как отметил Тулеев, «негативная ситуация с отгрузкой угля привела угледобывающие компании Кузбасса к большому дефициту средств на поддержание текущей работы, не говоря уже о дальнейшем развитии». Губернатор предложил провести совещание 4 октября, пригласить на него руководителей РЖД, Западно-Сибирской железной дороги, компаний-владельцев вагонного парка, собственников и директоров угольных компаний для выработки мер по выходу из ситуации.
В ноябре прошлого года замминистра транспорта Алексей Цыденов сообщал, что российское правительство приняло решение о снижении НДС на дальние пассажирские железнодорожные перевозки с 18 до 10%. По его словам, такое решение должно было позволить закрыть дефицит и обеспечить возможность сформировать заказ на закупку нового подвижного состава на дальние пассажирские перевозки.