«Теперь мы можем быть уверенными в том, что мы сделали все для того, чтобы планета начала залечивать раны в своем озоновом слое. И это хорошо для нас! Просто удивительно, что человечеству удалось сначала загнать себя в угол, а затем собраться и решить, что вся планета избавится от этих молекул. Мы это сделали, и планета ответила на этот шаг людей», - заявила Сьюзан Соломон (Susan Solomon) из Массачусетского технологического института (США), передает РИА «Новости».
Теперь мы можем быть уверенными в том, что мы сделали все для того, чтобы планета начала залечивать раны в своем озоновом слое
В 1985 году ученые, в том числе и сама Соломон, обнаружили, что фреоны и другие соединения галогенов разрушают озоновый слой, что в некоторых регионах Антарктики уже привело к появлению «озоновых дыр» - зон, через которые ультрафиолетовое излучение Солнца беспрепятственно достигает поверхности Земли.
В последующие годы начались масштабные международные переговоры, итогом которых стало подписание Венской конвенции в 1985 году и Монреальского протокола к ней в 1987 году, в рамках которых большинство государств мира согласилось прекратить производство веществ, разрушающих озоновый слой.
Быстрое принятие и реализация подобных планов, как выяснили ученые, опубликовавшие статью в журнале Nature Communications в 2015 году, приостановило рост озоновой дыры, удерживая ее в пределах Антарктиды и Арктики, но еще не привело к ее сокращению. Первые «видимые» результаты от запрета на производство фреона ученые ожидали увидеть во второй половине 2020 годов.
Как выяснили Соломон и ее коллеги, на самом деле процесс восстановления озонового слоя и затягивания черной дыры над южной полярной шапкой уже начался. Они пришли к такому выводу, наблюдая за тем, каких масштабов достигла озоновая дыра не в октябре, когда ее размеры максимальны, а в сентябре, в то время, когда ее сезонные колебания только начинают выходить на пиковый уровень.
По словам ученых, они выбрали сентябрь для наблюдений по той причине, что озоновая дыра ведет себя более стабильным и предсказуемым образом, а в октябре ее размеры могут сильно меняться под действием погоды и других хаотических явлений.
Спутниковые снимки и данные с климатологических воздушных шаров, которые ученые собирали с 2000 года и по сегодняшний день, свидетельствуют в пользу того, что недавно размеры озоновой дыры над Антарктикой заметно сократились - ее размеры в сентябре 2015 года на 4 миллиона квадратных километров меньше, чем в сентябре 2000 года. Подобное сокращение в площади дыры примерно равно по площади всей Индии или европейской части России.
Такие результаты наблюдений противоречат данным, которые НАСА получило в октябре прошлого года – по данным спутников американского агентства, озоновая дыра в октябре 2015 года достигла почти рекордных размеров, став четвертой по масштабам с 1990 года. Соломон и ее коллеги не удивлены подобными расхождениями, которые они списывают на сильные октябрьские колебания и извержение вулкана Кабуко в Чили, усилившее действие фреонов.
Ученые из НАСА не согласны с выводами Соломон и считают, что запрет на выработку фреонов обусловил лишь половину сентябрьского снижения – другие 50% уменьшения в площади озоновой дыры были связаны с погодой. По словам Пола Ньюмана (Paul Newman) из Центра космических полетов НАСА имени Годдарда, даже оставшиеся 50% могут быть связаны с каким-то другим явлением, а не Монреальским протоколом, в том числе с изменением климата.
В целом, можно ожидать, что не все ученые воспримут выводы Соломон и ее команды на веру, и споры о том, когда озоновая дыра начнет исчезать, снова продолжатся.
В ноябре 2014 года сообщалось, что площадь так называемой озоновой дыры, ежегодно формирующейся в стратосфере над Антарктидой, в 1,7 раз превышает площадь самого материка.