В первом квартале этого года сигареты «Прима» (их производит в России целый ряд табачных компаний, включая международные) стали наиболее востребованной маркой среди контрафактной продукции с долей 44% от всего объема подделок, сообщил «Коммерсант» со ссылкой на исследование нелегального табачного рынка, проведенное «TNS Россия» по заказу «БАТ Россия» (марки Kent, Alliance), Philip Morris International (PMI; марки Bond Street, Marlboro), JTI (Winston, Sobranie) и Imperial Tobacco Group (Davidoff, R1).
В рамках исследования, проведенного 14 января – 4 марта 2016 года, опрошено почти 6 тыс. курильщиков из разных регионов России в возрасте от 18 до 64 лет.
Год назад доля левых сигарет под маркой «Прима» была лишь 2%, тогда как, например, доля подделок Winston и Bond Street была 9%. За всю историю мониторинга теневого рынка табака, проводимого TNS, это первый случай, когда лидером среди подделок стала не дорогая международная марка сигарет, отмечают в JTI.
«Рост цен на табачную продукцию из-за особенностей структуры акцизного налога заставляет потребителей искать более дешевые предложения на легальном и теневом рынках»,– говорит вице-президент JTI по корпоративным отношениям и коммуникациям Сергей Киселев. В 2015 году существенно выросла адвалорная часть акциза (процент от розничной цены) – с 8,5% до 11% (в 2016 году – 12%), что в большей степени влияет на цену сигарет нижнего ценового сегмента.
Как видно из исследования TNS, представители компании находили нелегальные сигареты «Прима» по цене от 25 рублей до 38 рублей за пачку. Примерно в этих границах цена на легальную «Приму» была в 2013 году, следует из данных сайта Федеральной таможенной службы. Зарегистрированные в этом году максимальные розничные цены на эту марку от разных производителей колеблются уже от 50 рублей до 74 рублей за пачку. Таким образом, потребитель, покупающий нелегальную «Приму», экономит ровно в два раза.
Активизация конкуренции в низком ценовом сегменте, в том числе и в нелегальном секторе рынка, стала следствием сокращающейся покупательной способности населения, считают в одной из табачных компаний. В результате появилась новая категория производимых в России нелегальных сигарет – без акцизной марки. Из данных TNS видно, что за год объем этой категории вырос втрое – с 0,1% до 0,3%.
По данным TNS, общая доля нелегальной продукции на российском табачном рынке в первом квартале в целом составила 1,1%, что на 0,2 процентного пункта меньше, чем годом ранее.
В PMI эту разницу считают статистической погрешностью: в компании утверждают, что ситуация с объемом присутствия нелегальных сигарет не претерпела существенных изменений.
«Развитие нелегального рынка остается фактором риска для легального рынка и продолжает создавать угрозу стабильной динамике налоговых поступлений в бюджет страны», – заявила директор по коммуникациям и связям с общественностью PMI в России Ирина Жукова.