Депутат Госдумы Евгений Федоров готовит проект закона с поправками в федеральный закон от 23 мая 2015 года № 129 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», которым в России было введено понятие о «нежелательных организациях». По мнению законодателя, документ, принятый менее чем год назад, имеет одну спорную норму, пишут «Известия».
В соответствии с этой нормой «нежелательной» организацией, которой будет запрещено работать в России, может стать исключительно международная или иностранная неправительственная организация. Однако до сих пор среди экспертов продолжаются споры, возможно ли считать подобной организацией коммерческие компании.
Сейчас многие НКО обзавелись в некоторой степени коммерческими зеркалами, оформленными как ООО. Деятельность двух структур может быть одинаковой
Одни утверждали, что в мировой практике под неправительственными организациями (non-governmental organizations) принято понимать исключительно организации некоммерческого характера. Другие утверждали, что теоретически сегодняшнее положение о неправительственных организациях в ФЗ о «нежелательных» организациях может касаться и коммерческих организаций, в противном случае, законодатели бы сразу использовали в законе термин «иностранные неправительственные некоммерческие организации», который можно встретить в других нормативных актах.
Депутат Федоров для разрешения всех этих споров предлагает детализировать положения о «нежелательных» организациях. В частности, законодатель, который в деятельности некоторых международных и иностранных коммерческих компаний в России видит угрозу не меньшую, чем от уже попавших в опалу зарубежных некоммерческих фондов, предлагает расширить в законе понятие неправительственной организации до неправительственной, «в том числе коммерческой», организации.
Подобное изменение, по его мнению, поможет ограничить деятельность международных и иностранных компаний, которые также могут представлять угрозу безопасности российского государства.
«Мы готовим соответствующую поправку. Поскольку ситуация обостряется, в этом, безусловно, есть вина определенных коммерческих компаний. В частности, я имею в виду шесть иностранных консалтинговых организаций, которые фактически управляют министерствами страны, – рассказал Федоров. – Их нельзя назвать пятой колонной, так как их штат сформирован из американских граждан, но по сути своих действий они являются архитекторами развала нашей страны».
В перечне Минюста иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории России, сейчас находятся четыре некоммерческие организации: Национальный фонд в поддержку демократии (The National Endowment for Democracy), Институт «Открытое общество – Фонд содействия» (OSI Assistance Foundation), Фонд «Открытое общество» (Open Society Foundation) и Американо-российский фонд по экономическому и правовому развитию (U.S. Russia Foundation for economic advancement and the rule of law).
При этом еще до принятия широко обсуждаемого закона о «нежелательных» организациях ряд депутатов утверждали, что под его действия могут попасть некоторые иностранные рейтинговые агентства, которые не всегда объективно оценивают экономическую ситуацию в стране. Множество критики в последнее время вызывали и международные консалтинговые и аудиторские компании, представленные на российском рынке и зачастую имеющие договора с органами власти и госпредприятиями.
По мнению политолога и члена Общественной палаты России Сергея Маркова, расширение действия закона о «нежелательных» организациях на иностранные и международные коммерческие компании является неизбежным.
«И мера эта абсолютно нормальна и логична. Это даже не отдельный ход, а легкая коррекция того, что и так уже было прописано в законе. Дело в том, что сейчас многие НКО обзавелись в некоторой степени коммерческими зеркалами, то есть аналогичным проектом, оформленными, как ООО. А поскольку грань между коммерцией и не коммерцией иногда весьма абстрактна, то по сути деятельность двух структур вполне может быть одинаковой, – отметил он. – И если НКО уже есть в списке нежелательных, то ту же деятельность ведет родственная ей коммерческая структура. Так что данное уточнение закона и ликвидация двойственности толкования вполне разумны».
Руководитель Центра политических и экономических реформ Николай Миронов считает, что несмотря на всевозможные противоречия с присутствующими в России иностранными коммерческими компаниями, зону действия закона о «нежелательных» организациях не стоит пересматривать.
«Расширение его действия на коммерческие компании – это излишняя мера, и она не только чревата злоупотреблениями, но и на общем фоне может негативно повлиять на инвестиционную привлекательность России, когда иностранные компании просто будут бояться войти на рынок. Если коммерческая компания ведет какую-то деятельность, а именно, конкретные лица в этой компании, то есть уже очень много статей, по которым можно привлечь к ответственности», – считает Миронов.
Напомним, вступивший в силу в ноябре 2012 года закон об НКО обязывает любую организацию, занимающуюся политической деятельностью и имеющую зарубежное финансирование, регистрироваться в Минюсте в качестве иностранного агента.
В 2014 году Минюсту разрешили самостоятельно включать НКО в реестр «иностранных агентов».