«Мы все сделали неправильно с первых шагов, мы не преодолели раскола Европы. 25 лет назад Берлинская стена пала, но раскол Европы не был преодолен, невидимые стены просто были передвинуты на восток. Это создало предпосылки для будущих взаимных упреков, непонимания и кризисов», – приводит РИА «Новости» заявление Путина в интервью Bild.
Президент РФ напомнил, что после падения Берлинской стены говорили о том, что НАТО не будет расширяться на восток.
«Это говорил тогдашний генеральный секретарь НАТО гражданин ФРГ господин (Манфред) Вернер, насколько я помню. Между прочим, некоторые немецкие политики того времени предупреждали об этом и предлагали свои решения, например, господин Эгон Бар», – отметил Путин.
Немецкий социал-демократ Эгон Бар был «архитектором» внешней политики ФРГ, автором «восточной политики» и концепции «перемен через сближение», подразумевавшей сближение ФРГ со странами соцблока и ГДР. Путин рассказал, что нашел в архиве никогда не публиковавшиеся рабочие беседы советского руководства с некоторыми немецкими политиками, в том числе с Баром.
«Смотрите, что говорит господин Эгон Бар: «Если при объединении Германии не сделать решающих шагов к преодолению раскола Европы на враждебные блоки, развитие может принять весьма неблагоприятный характер, обрекающий СССР на международную изоляцию». Это было сказано 26 июня 90-го года. Господин Бар предлагал конкретные вещи. Он говорил о необходимости создания в центре Европы нового союза. Она не должна двигаться в НАТО», – сказал Путин.
Вся Центральная Европа, включая Восточную Германию, либо без нее, должна была бы объединиться в отдельный союз с участием и Советского Союза, и США, а НАТО и ее военные структуры, по словам Бара, не должны были распространяться на Центральную Европу. Путин подчеркнул, что у Бара, патриарха европейской политики, был свой взгляд на будущее Европы.
«Понимаете, он был очень умный человек. Он видел в этом глубокий смысл, был убежден в том, что нужно поменять формат абсолютно, уйти от времен «холодной войны». И мы этого ничего не сделали», – сказал Путин.
«Что произошло на самом деле? Произошло то, о чем предупреждал господин Бар. Он предупреждал о том, что нельзя развивать военную структуру на восток – североатлантический блок. Надо создать нечто общее, объединяющее всю Европу. Ничего этого не произошло, а произошло как раз обратное, произошло то, против чего он предупреждал: инфраструктура НАТО начала развиваться на восток, и произошло расширение», – отметил президент РФ.