Вместе с тем, по его словам, ситуация на Украине продолжает играть определяющую роль в отношениях между Западом и России, передает ТАСС со ссылкой на газету.
«Стратегического партнерства между НАТО и Россией, которое нам по большей части удалось выстроить после холодной войны, больше нет. (...) При этом нет и возвращения к ситуации холодной войны, – отметил глава альянса. – Россия остается постоянным членом Совета Безопасности ООН и всегда будет играть в ООН важную роль. Таким образом, в изоляции России смысла нет».
Столтенберг отказался отвечать на вопрос о том, «следует ли опасаться российской агрессии» на Украине, заявив, что НАТО «сейчас сосредоточивает внимание на положительных аспектах ситуации».
«Режим прекращения огня в целом продолжает соблюдаться (...) предпринимаются новые попытки полноценного воплощения в жизнь Минских соглашений. Тем не менее, неопределенность сохраняется, так что перед нами еще долгий путь», – сказал бывший глава норвежского правительства.
Столтенберг обратил внимание и на то, что мировому сообществу необходимо вновь попытаться достичь политического решения в Сирии. Он, впрочем, подчеркнул, что определять особенности и ключевые детали такого решения не является задачей НАТО.
«Ситуация в Сирии крайне сложная и пока рано говорить о том, в чем состоят намерения России, – заявил Столтенберг. – Я призываю Россию к тому, чтобы использовать свое присутствие в положительном ключе и приветствую предстоящие переговоры между лидерами России и США, на которых будет обсуждаться сирийский вопрос».
Генсек Североатлантического альянса подчеркнул, что Россия и США должны обсудить возможности для «конструктивного сотрудничества» и обговорить меры, которые необходимы, чтобы избежать «роста напряженности или опасных ситуаций в связи с усилением российского присутствия» на территории Сирии.
«Если Россия намерена поддерживать (президента САР Башара) Асада, то это нельзя считать конструктивным решением, – уточнил Столтенберг. – Если же Россия намерена присоединиться к борьбе международной коалиции с террористической группировкой «Исламское государство*», то это может оказаться конструктивным вкладом с ее стороны».
Встреча Владимира Путина и Барака Обамы пройдет в Нью-Йорке 28 сентября, на полях юбилейной сессии Генассамблеи ООН.
В понедельник замглавы МИД России Михаил Богданов сообщил, что международная контактная группа по Сирии с участием России, Ирана, США, Саудовской Аравии, Турции, Египта может пройти в октябре. По его словам, в конференции будут также участвовать представители США и Ирана. «Мы называли участников: Россия, США, Иран, Саудовская Аравия, Турция, Египет», – сказал Богданов.
В понедельник иранский президент Хасан Роухани заявил, что Иран и Россия разделяют точку зрения о том, что политические реформы в Сирии возможны только после победы над террористами в стране.
В тот же день New York Times написала, что США были застигнуты врасплох созданием Россией, Ираком, Ираном и Сирией информационного центра для борьбы с группировкой «Исламское государство».
В субботу военно-дипломатический источник сообщил, что Россия, Сирия, Иран и Ирак создали в Багдаде информационный центр, который займется координацией борьбы с боевиками «Исламского государства».
Он пояснил, что основной функцией центра станет сбор, обработка, обобщение и анализ текущей информации об обстановке в Ближневосточном регионе в контексте борьбы с ИГ, распределение ее по предназначению и оперативная передача генеральным штабам указанных стран. Возглавлять структуру будут офицеры всех четырех стран по три месяца на ротационной основе.
Наблюдатели приветствуют создание нового штаба в Багдаде и выражают уверенность, что борьба с «Исламским государством» может перейти на другой уровень, с большей эффективностью, чем это получается у нынешней западной коалиции во главе с США. Она больше года наносит авиаудары по позициям ИГ в Сирии, однако это не приносит ощутимых результатов, что многих наводит на мысль о некой имитации спецоперации, а не желании разгромить группировку.
В Сирии с марта 2011 года продолжается вооруженный конфликт, в результате которого, по данным ООН, погибли более 220 тыс. человек. Правительственным войскам противостоят отряды боевиков, принадлежащие к различным вооруженным формированиям. Наиболее активными являются боевики экстремистских группировок «Исламское государство» и «Джебхат ан-Нусра*».
Широкая экспансия ИГ, захватившего значительную территорию Ирака и Сирии, стала одной из главных мировых проблем 2014 года. Группировка, насчитывающая, по данным ЦРУ, около 30 тыс. боевиков, провозгласила на захваченных территориях халифат и стремится и далее расширять свои приобретения.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ