По их данным, речь идет о поставках СУГ крупнейшего в РФ производителя и экспортера сжиженного газа – «Сибура» - через посреднические госкомпании, передает Reuters.
Представитель «Сибура» опроверг участие в подобных схемах.
«Сибур» не вел и не ведет торговые операции с сирийскими государственными или частными компаниями. «Сибур» не поставляет и не ведет переговоры о поставках СУГ в указанную страну, в том числе в рамках каких-либо государственных программ», - сказал он.
На территории Керченского морского торгового порта (МТП) находятся четыре терминала по перевалке СУГ общей мощностью более 2 млн тонн в год: АЕГАЗ-терминал мощностью 750 тыс. тонн в год, ТЭС-Терминал (720 тыс. тонн), ЮВАС-Газсервис (600 тыс. тонн) и Гермес-Ойл (200 тыс. тонн).
Три из четырех терминалов ранее работали по схеме прямого варианта перевалки (железнодорожная цистерна-судно) и только АЕГАЗ-терминал имел небольшие мощности по хранению СУГ. Каждый из перечисленных терминалов озвучивал планы расширения мощностей перевалки или строительства резервуаров для хранения СУГ.
Однако после воссоединения Крыма с Россией в марте 2014 года и ввода санкций в отношении Керченского МТП летом прошлого года о перспективах развития терминалам пришлось забыть.
В настоящее время эпизодически работают только два терминала по перевалке СУГ в Керчи - ТЭС-Терминал и ЮВАС-Газсервис, отгружая один или два небольших танкера в месяц дедвейтом 1.500-3 тыс. тонн, уточнил один из участников рынка.
По его данным, возможность поставок СУГ в Сирию через терминалы в Керчи, а не через другой черноморский порт - Тамань в Краснодарском крае - выглядит логичной.
«Тамань работает с европейскими покупателями, а через Керчь вполне логично было бы работать тем странам, кому безразличны санкции ЕС (в отношении России)», - отметил он.
В то же время сложная логистика поставок и отсутствие моста между материковой частью РФ и Крымом делает перспективы развития терминалов туманными.
«Сложная логистика поставок - это использование паромной переправы в порту Кавказ до Керчи, затем слив в танкер и отгрузка. Перспективы у терминалов такие же, как и у всего Крыма - развития не будет, пока не будет построен мост», - добавил трейдер.
Другой участник рынка отметил, что без господдержки или поручительства активизировать работу простаивающих терминалов в Керчи не получится.
«Слухи по активизации работы терминалов в Керчи ходили и раньше, но без господдержки (РФ) или поручительства это невозможно», - сообщил трейдер.
Ряд участников рынка усомнились в необходимости 200 тыс. тонн СУГ в год для рынка Сирии, однако другие считают данный объем вполне приемлемым, отмечает агентство.
СУГ в Сирии используется в качестве автотоплива и для коммунально-бытовых нужд.
По подсчетам одного из трейдеров, в настоящее время отгрузить из Керчи в Сирию до 200 тыс. тонн в год не реально как из-за сложной логистики, так и из-за ограниченного количества танкеров, готовых работать через Керчь.
По расчетам Reuters, основанным на данных таможенной статистики, Россия экспортировала в 2014 году 5,19 млн тонн СУГ, в том числе в Турцию - 1,121 млн тонн; в Польшу – 914 тыс. тонн; в Финляндию – 855 тыс. тонн; в Нидерланды – 347 тыс. тонн; в Венгрию – 329 тыс. тонн; в Швецию – 307 тыс. тонн; на Украину – 243 тыс. тонн; в Белоруссию – 233 тыс. тонн.