«Это отражено в наших преимущественно негативных рейтинговых действиях, произведенных в последние 18 месяцев», - поясняет кредитный аналитик агентства Карен Вартапетов. Это, по его словам, стало следствием слабого экономического роста, а также замедления роста прибыли компаний и доходов населения, ограничивающих сборы основных региональных налогов - на прибыль и НДФЛ, сообщает «Коммерсант».
В S&P отмечают, что возросшие из-за майских указов президента «негибкие социальные расходы» почти не оставляют регионам другого выбора, кроме как наращивать дефицит и долг. Из-за этого им приходится финансировать текущие расходы за счет заемных средств. И если объем долга в среднем останется невысоким (по расчетам S&P, объем полного долга и гарантий увеличится с 33% текущих доходов в конце 2014 года до 55-57% в 2018 году), «то его структура, характеризующаяся преобладанием краткосрочных банковских кредитов, обусловит усиление рисков рефинансирования», считают в агентстве.
«С точки зрения Standard & Poor`s, региональные дефолты не только возможны, но и уже имеют место», - указывает агентство (под дефолтом понимается неисполнение любых долговых обязательств, не только по облигациям).
По данным Минфина, на 1 января 2015 года госдолг регионов составлял 2,089 трлн рублей, увеличившись за год на 20%. Данные Минфина об отношении долга к доходам несколько отличаются от расчетов S&P - на конец 2014 года этот показатель составлял 35,4%, указывает ведомство.
Наибольший объем госдолга у Москвы (161,7 млрд рублей), Краснодарского края (136,3 млрд рублей) и Московской области (103,2 млрд рублей).