Французское предложение предполагает, что 785 млн евро Россия сможет получить только после выдачи ее правительством письменного разрешения на продажу кораблей любой третьей стороне без всяких оговорок, сообщает «Коммерсантъ».
По словам источников, знакомых с их предложениями, теперь одним из основных вопросов переговоров стало определение объема возвращаемых при расторжении контракта средств. В поступившем от французской стороны уведомлении говорится, что при получении документальных подтверждений она готова возместить России «расходы и убытки» в размере 784,6 млн евро, но на такую сумму не согласны в Минобороны РФ, по информации которого «убытки и расходы», понесенные «российскими организациями» в связи со строительством и содержанием вертолетоносцев, достигли 1,163 млрд евро.
По словам источников, Франция рассчитывает вернуть деньги, которые учтены в актах приемки работ, в то время как Россия намерена стребовать (помимо выданного чистого аванса в размере 892,9 млн евро) и средства, потраченные на обучение экипажа (400 моряков), строительство инфраструктуры для базирования вертолетоносцев во Владивостоке и работы по созданию под «Мистраль» палубных вертолетов Ка-52К (четыре опытных образца).
«Вариант с возвратом суммы, указанной во французском предложении, нас категорически не устраивает, о чем вице-премьер Дмитрий Рогозин уже сообщил генеральному секретарю по обороне и национальной безопасности Франции Луи Готье, уполномоченному вести переговоры с их стороны. Они сейчас готовят свои аргументы», - подчеркнул один из собеседников
Но это не единственное разногласие. Французы предложили риски и расходы, связанные с демонтажем и разгрузкой с кораблей российского оборудования, поставленного на них в ходе строительства, и его возвратом, поделить поровну. В Москве же считают, что оплата должна осуществляться за счет DCNS, поскольку инициатором разрыва соглашения выступает именно французская сторона.
Источники также рассказывают, что в проекте по расторжению контракта значится пункт, согласно которому DCNS не вернет деньги заказчику до тех пор, пока «Рособоронэкспорт» и правительство РФ не дадут официальных письменных разрешений на продажу обеих кораблей «любой заинтересованной третьей стороне без каких-либо оговорок». Этот пункт, по словам собеседников, однозначно будет пересматриваться с учетом интересов РФ, «Минобороны Франции уже выдало сертификаты конечного пользователя на кормовые части кораблей, специально построенные для DCNS на Балтийском заводе, они находятся в Минобороны РФ, и без согласия российской стороны реэкспорт невозможен». В связи с этим Россия будет требовать возврата до того, как Франции могут быть даны какие-либо разрешения на продажу.
И наконец, есть еще один юридический нюанс. DCNS строит свою позицию, в том числе и в вопросе возврата средств, на том, что контракт прекращает свое действие по причине форс-мажора (и по некоторым сведениям, возможные «ограничительные меры правительства Франции» в контракте отнесены именно к форс-мажору). Но правительства России и Франции пока согласились прекратить сотрудничество по строительству кораблей вовсе не в связи с «обстоятельствами непреодолимой силы».
По словам собеседников, все возможно урегулировать, опираясь на Гражданский кодекс Франции от 21 марта 1804 года (так называемый Кодекс Наполеона). В силу его положений правительство РФ может воспользоваться правом обратной покупки: в этом случае французы выкупают корабль (возвращают денежные средства, потраченные российской стороной), но при этом Россия вправе выставить любую финальную цену без каких-либо обоснований ее структуры.
Такой вариант поддерживают в Минобороны РФ. Впрочем, время для официального объявления французской стороны о форс-мажоре еще есть: контракт оставляет ей такую возможность до 25 мая.
Ранее французские СМИ сообщили, что руководство страны рассматривает несколько сценариев дальнейшей судьбы вертолетоносцев класса «Мистраль» в случае окончательного отказа передать их России. Среди основных изучается возможность уничтожения вертолетоносцев. Они будут либо демонтированы и утилизированы, либо затоплены в открытом море.
Кроме того, сообщалось, что Одним из главных потенциальных покупателей «Мистралей» является Китай. Однако российский вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что Париж не может продать вертолетоносцы без разрешения Москвы.
По мнению вице-премьера и министра обороны Польши Томаша Семоняка, возможное затопление двух вертолетоносцев класса «Мистраль» в случае расторжения контракта и отказа от их поставки в Россию станет серьезным расточительством.
27 апреля пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил, что Париж вернет Москве »Мистрали» или предоплату за них. При этом о каких-то конкретных датах того или другого действия стороны пока не договорились.
16 апреля Путин заявил, что Москва не станет требовать от Парижа выплаты неустойки и запредельных штрафов за непоставку вертолетоносцев типа «Мистраль», но рассчитывает, что руководство Франции возместит России издержки.