Цена нефти марки Brent борется за психологически важную отметку в 40 долларов за баррель (159 литров). На бензоколонках Германии литр дизельного топлива впервые за долгие годы стоит меньше одного евро, сообщает Deutsche Welle*.
Для немецкой и, шире, европейской экономики – это хорошая новость, говорят эксперты, так как низкие цены на энергоносители действуют как бесплатная программа по поддержке экономической конъюнктуры.
Мы стали свидетелями «большого исключения» на мировом рынке, говорит Евгений Вайнберг. Он возглавляет во Франкфурте-на-Майне аналитическое управление по сырьевым рынкам Commerzbank, второго по величине кредитно-финансового института Германии. «Как правило, низкие цены на сырье являются результатом падения экономики, но сейчас экономика в нормальной ситуации, даже китайская, несмотря на торможение, развивается».
В отличие от ситуации, когда цена на нефть падает в результате нехватки спроса, спрос на нефть высок. «Рост спроса в этом году был одним из самых сильных вообще за последние десятилетия», - обратил внимание Вайнберг. Причина падения нефтяных котировок в другом - в борьбе за доли на мировом рынке нефти: «Это, скорее всего, стратегия ОПЕК против роста производства вне ОПЕК», - предположил Вайнберг.
Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) не смогла в минувшую пятницу договориться о мерах по стабилизации цен на нефть, а решение о возможном сокращении добычи было перенесено на следующий год, сообщает издание. «Фактически ОПЕК больше не существует, ведь чего стоит организация, которая поставила перед собой единственную задачу по регулированию объемов добычи нефти и эту задачу не выполняет», - заявил независимый биржевой аналитик Штефан Хайбель, регулярно изучающий настроения на бирже, в частности, для немецкой деловой газеты Handelsblatt.
Страны ОПЕК, как выяснилось, добывают значительно больше официально согласованных объемов - порядка 32,5 млн баррелей в день вместо 30 млн. Но Саудовская Аравия отказывается сокращать объемы нефтедобычи, а остальные страны-члены ОПЕК тем более не считают нужным это делать, не говоря уже о странах, не входящих в организацию, говорит Хайбель. Прежде всего, из-за стран-членов ОПЕК в данный момент сохраняется ежедневное мировое перепроизводство нефти в размере около 2 млн баррелей, согласен и Евгений Вайнберг.
В немецких деловых изданиях в эти дни много пишут о том, что после безрезультатного заседания ОПЕК нефтяные котировки останутся низкими, но Штефану Хайбелю эта формулировка кажется недостаточно смелой: «Я бы это сформулировал иначе: цена на нефть будет падать и дальше». По его мнению, многое говорит в пользу того, что котировки Brent упадут ниже знаковой отметки в 40 долларов и покинут коридор, установившийся с кризиса 2008-2009 годов, а значит, спекулятивная игра на понижение продолжится.
Уровень в 40 долларов служит «очень сильной поддержкой для марки Brent», считает Евгений Вайнберг. По его мнению, несмотря на отсутствие консенсуса, странам ОПЕК не очень выгодно, чтобы котировки опускались на уровень в 20-30 долларов за баррель, ведь «тогда подняться им будет еще сложнее». Но и он не исключил, что если нефтяные котировки пробьют отметки времен начала 2009 года, то давление со стороны спекулятивных инвесторов будет нарастать.
Цена будет падать до тех пор, пока мы не увидим волну банкротств среди компаний, добывающих сланцевую нефть в США, полагает Штефан Хайбель. Но когда это может произойти? Несмотря на то, что котировки еще в 2014 году обрушились после отказа Саудовской Аравии сокращать экспорт нефти, капитуляции американских нефтегазовых компаний, добывающих сланцевую нефть, до сих пор не произошло.
«Саудовская Аравия и огромное количество аналитиков недооценило их способность адаптироваться к периоду низких цен. Им удалось поднять производительность одного бурения до практически полумиллиона баррелей и улучшить рентабельность скважин. Никто не ожидал, что при ценах в 40 долларов производство практически не будет падать», - сказал Евгений Вайнберг.
Нефтяные котировки, считает Вайнберг, «еще некоторое время, наверное полгода, останутся под сильным давлением», но затем Commerzbank рассчитывает на их резкий рост - до 63 долларов за баррель уже к концу 2016 года: «На декабрь следующего года фьючерсы торгуются на 10 процентов выше, чем сейчас». Статистика американского энергетического агентства, по его словам, показывает, что уровень добычи сланцевой нефти все же снизится, а темпы снижения ускорятся: «Это соответствует и нашим ожиданиям».
В следующем году, по оценке аналитика, производители сланцевой нефти все-таки сдадутся: «Еще идет добыча с легкодоступных месторождений, но как только они будут исчерпаны, им станет очень сложно. Думаю, что производство нефти в США в следующем году сильно упадет».
Баланс, по мнению Вайнберга, будет восстановлен, с одной стороны, за счет сохраняющегося сильного спроса на нефть, а с другой, за счет падения объемов производства нефти, особенно в США. «Потому что Саудовской Аравии и другим странам нужна цена не в 40 или 50, а в 100 долларов за баррель. Так что мы ожидаем и повышения цен в дальнейшем. К 2020 году мы, возможно, снова увидим трехзначные цены».
В среду замглавы Минэкономразвития Алексей Ведев заявил, что курс рубля в настоящее время выходит в устойчивый коридор в 65-75 рублей за доллар при ценах на нефть 38-40 долларов за баррель.
Накануне вице-президент нефтегазовой компании Shell, ответственный за регион Ближнего Востока и Северной Африки, Мунир Буазиз заявил, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе цена на нефть останется низкой.
Напомним, министр финансов России Антон Силуанов заявил, что в случае сохранения текущих цен на нефть и курса рубля федеральный бюджет в 2016 году может недополучить доходов на сумму в 2% ВВП.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента