Вместе с Россией при голосовании воздержались 10 государств, в том числе Боливия, Венесуэла, Зимбабве, Куба, Никарагуа, Сирия, Судан, Танзания и Чад. 99 стран поддержали документ, среди них - Белоруссия, Казахстан, США и Украина. Еще 84 государства, в том числе Армения, Азербайджан и Сербия, вообще не отметились на табло для голосования, передает ТАСС.
К сожалению, ряд государств, а также секретариат МАГАТЭ предпочли игнорировать объективную реальность
Формальная резолюция, в предыдущие годы принимавшаяся консенсусом, «с признательностью принимает к сведению» доклад МАГАТЭ, а также «вновь заявляет о решительной поддержке незаменимой роли агентства в оказании помощи и содействия в деле развития и практического применения атомной энергии в мирных целях».
Объясняя решение воздержаться при голосовании, постоянный представитель России при всемирной организации Виталий Чуркин отметил, что в приложении к докладу МАГАТЭ «содержится не соответствующее действительности утверждение о том, что Севастополь в течение всего отчетного периода доклада (2014 год) якобы входил в состав Украины».
«Это - заведомо ложное утверждение, игнорирующее тот факт, что после незаконного государственного переворота в Киеве в феврале 2014 года население Крыма, включая город Севастополь, на референдуме проголосовало за выход из состава Украины и воссоединение с Российской Федерацией», - заявил дипломат.
По его словам, Россия не может согласиться ни с какими документами агентства, которые «противоречат этой объективной реальности».
«Для нас они юридически и практически ничтожны и не имеют содержания», - подчеркнул постпред.
При этом он обратил внимание, что в приложении к ежегодному докладу МАГАТЭ есть ссылка, согласно которой «агентство, внося соответствующие данные в список ядерных установок, не выражает какого-либо мнения в отношении правового статуса какой-либо страны или территории».
Чуркин сообщил, что в ходе работы над резолюцией Генассамблеи Россия проявила «максимальную гибкость», пытаясь обеспечить ее принятие консенсусом. Делегация России настаивала только на том, чтобы в тексте документа упоминалась оговорка, касающаяся ежегодного доклада МАГАТЭ.
«При этом мы не возражали и против упоминания альтернативных мнений», - отметил дипломат.
«К сожалению, ряд государств, а также секретариат МАГАТЭ предпочли игнорировать объективную реальность. Отрицается не только тот факт, что Крым является неотъемлемой частью России, но даже и то, что наша страна сделала оговорку к ежегодному докладу МАГАТЭ. Похоже, те, кто так поступают, предпочитают находиться в мире приятных им иллюзий», - заявил Чуркин, отметив, что в этой ситуации Россия не смогла поддержать проект резолюции ГА.
«Нам жаль, что долгое время являвшаяся консенсусной резолюция перестала быть таковой, однако поддерживать иллюзии, противоречащие объективной реальности, мы не будем», - указал он.
В ходе заседания другие страны, в том числе Куба и Белоруссия, также выразили недовольство тем, что в документе не были отражены «законные пожелания» всех стран - членов ООН, в результате чего его принятие консенсусом стало невозможным.
В свою очередь, американская делегация усмотрела в позиции России попытку оправдать «незаконную аннексию» Крыма в нарушение резолюции ГА о территориальной целостности и суверенитете Украины. В аналогичных тонах высказался и украинский постпред Юрий Сергеев.
Генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано, выступая на заседании ГА, вообще не коснулся ситуации с ядерными объектами Крыма. В своей речи он подробно остановился лишь на сделке по иранской ядерной программе, денуклеаризации Корейского полуострова и на инциденте в Сирии в 2007 году, когда израильскими ВВС якобы был уничтожен незадекларированный Дамаском ядерный реактор.
Постпред Сирии при ООН Башар Джаафари отверг эти домыслы. По его словам, ни МАГАТЭ, ни США и Израиль так и не предоставили достаточных доказательств того, что в районе города Дейр-эз-Зор, который подвергся бомбардировке, действительно был ядерный реактор.
В июне Россия заявила на Совете управляющих МАГАТЭ, что не согласна с положением ежегодного доклада секретариата организации в той части, где говорится, что ядерные объекты Крыма относятся к Украине.
Позже Министерство иностранных дел России призвало Международное агентство по атомной энергии не политизировать вопрос применения гарантий агентства к ядерным объектам Крыма, и подчеркнуло, данные установки будут использованы «исключительно в мирных целях».