«Было решено, что этот тендер будет отменен. Это решение было подписано премьер-министром (Ахметом Давутоглу) на этой неделе», – цитирует РИА «Новости» со ссылкой на Reuters представителя турецкого премьера.
При этом в офисе Давутоглу пояснили, что Турция намерена создать «свой собственный проект по постройке системы ПРО», отмечает агентство.
В отличие от конкурентов по тендеру, Китай допустил производство части ракетных комплексов в Турции и передачу своих технологий турецкой стороне, однако стороны не пришли к окончательному согласию о степени участия Турции в этом. Кроме того, объявление о победе Китая вызвало давление на Турцию со стороны ее союзников по НАТО.
19 марта представитель компании China National Precision Machinery Import & Export Corporation подтвердил, что Китай и Турция подписали контракт о поставках зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) дальнего действия HQ-9 (Hongqi-9 – «Красное знамя-9», экспортное обозначение FD-2000).
Напомним, в феврале министр обороны Турции Исмет Йылмаз заявлял, что Турция планирует создать в сотрудничестве с Китаем систему противоракетной обороны. Он добавил, что создаваемая его страной система ПРО не будет интегрирована в систему НАТО. Позднее представитель президента Турции Ибрахим Калын заявлял, что разрабатываемая система противоракетной обороны будет совместима с системами НАТО.
Тендер на закупку ЗРК большой дальности для системы ПВО на 4 млрд долларов был объявлен Турцией в 2009 году. Победителем в сентябре 2013 года была объявлена китайская компания CPMIEC, которая обошла российских, американских и европейских производителей. Объявление о победе Китая вызвало давление на Турцию со стороны ее союзников по НАТО, в результате чего итоги тендера были отменены.
Среди прочих на победу в новом тендере претендовали американский консорциум Raytheon & Lockheed Martin и европейский концерн Eurosam. Как ранее заявил Исмет Йылмаз, наилучшей заявкой на участие в Тендере оказалась заявка из КНР. Других новых заявок не было. Ранее МИД КНР, комментируя контракт, заявил, что Китай надеется, что Турция сделает свой выбор «исходя из собственных интересов».