«Совет безопасности рассмотрел ситуацию на Украине. Она тяжелая. Действия, предпринятые Россией недавно на Востоке Украины, нарушают принципы безопасности в Европе. Президент республики констатировал, что, несмотря на перспективу прекращения огня, которую еще остается подтвердить и воплотить на практике, условия для того, чтобы Франция одобрила поставку первого вертолетоносца, на сегодняшний день не сложились», – сказано в коммюнике, направленном по итогам заседания французского Совбеза, передает РИА «Новости».
Французы в первую очередь потеряют репутацию надежного поставщика и исполнителя контрактов, что не в интересах французов
Комментируя действия Парижа, высокопоставленный представитель НАТО заявил, что альянс не играл роли в принятии этого решения. «Нет, НАТО не играла роли в этом решении. Это решение было принято французским правительством. Многие союзники, возможно, все союзники, я думаю, будут считать это хорошим решением», - сказал представитель НАТО.
Напомним, еще в конце мая группа американских конгрессменов призвала НАТО разрешить выкуп вертолетоносцев «Мистраль». Вашингтон пытался убедить Париж отменить поставку «Мистралей» в Россию сразу после крымских событий. Контракт на создание двух вертолетоносцев стоит 1,66 миллиарда долларов и позволяет Франции обеспечить работой около тысячи человек. Несмотря на это, министр иностранных дел Лоран Фабиус допустил, что договор о продаже кораблей может быть расторгнут.
В марте Фабиус утверждал, что «возможность аннулировать сделку по продаже кораблей «Мистраль» входит в список мер в рамках третьей серии санкций против России». Однако позже он заявил, что Париж не планирует отказываться от соглашения. Правда, с оговоркой, что окончательное решение будет принято в октябре.
Напомним, что еще 20 августа президент Франции Франсуа Олланд говорил, что введенные против России санкции не препятствуют поставке «Мистралей». «В случае возрастания напряженности и отсутствия возможности найти выход, нам придется сделать выбор. Однако пока речь об этом не идет», - говорил он.
Олланд заявил ранее, что его страна выполнит свои обязательства по строительству первого «Мистраля» и передаст его в срок. При этом он отметил, что работа над вторым вертолетоносцем будет зависеть от позиции Москвы по украинскому кризису.
Отметим, что на Францию оказывали давление многие страны, чтобы она не продавала «Мистрали» России, но всякий раз Париж давал понять, что выполнит контракт. Против сделки высказывались в Великобритании, Прибалтике, Грузии и ряде других стран.
В начале июля президент России Владимир Путин назвал шантажом попытки США заставить Францию не поставлять «Мистрали» в Россию. «Мы знаем о давлении, которое наши американские партнеры оказывают на Францию с целью не поставлять «Мистрали» в Россию. И мы знаем даже о том, что намекали на то, что если французы не поставят «Мистрали», то с банков потихонечку снимут санкции, во всяком случае минимизируют их. Что это такое, если не шантаж? Но разве так можно работать на международной арене», - говорил президент.
В конце июля министр обороны Японии Ицунори Онодэра на встрече в Токио с министром обороны Франции Жан-Ивом Ле Дрианом заявил, что продажа «Мистралей» России может оказать влияние на ситуацию «с точки зрения гарантий безопасности Японии». В ответ Ле Дриан заметил, что Россия уже заплатила за вертолетоносцы, и кроме того, «на них нет вооружений, и они предназначены для транспортировки». В октябре Франция должна передать России первый из кораблей «Мистраль». Второй такой вертолетоносец предполагалось поставить в 2016 году.
Сумма неустойки прописана в контракте, она будет определена в зависимости от обстоятельств. Там цифра варьируется от 3 миллиардов евро до 10 миллиардов евро
В середине июля министр иностранных дел Украины Павел Климкин утверждал, что Киев работает над тем, чтобы французские вертолетоносцы не были переданы России. «Я понимаю сложность французской позиции. Мы над этим работаем. Мы это так не оставим. Мы привлекаем разные силы для того, чтобы работать с французами. Это не простой вопрос», - говорил он.
В середине лета французов сильно задела критика со стороны британского премьера Дэвида Кэмерона, который заявил, что Лондон якобы никогда не пошел бы на заключение подобной сделки с Россией. Фабиус в ответ дал понять Лондону, что тот сам ведет политику двойных стандартов и явно не спешит отказываться от собственной прибыли в угоду политическим амбициям.
«Но я предложил своим дорогим британским друзьям: давайте поговорим о финансовом секторе», – заявил глава МИД Франции, подчеркнув, что в Лондоне живут несколько российских олигархов. На вопрос, значит ли это, что Великобритания должна сначала разобраться со своими проблемами, министр ответил: «Именно».
Отказ Франции от поставки России вертолетоносцев может стоить ей от трех до десяти миллиардов евро, сообщил РИА Новости председатель общероссийского движения поддержки флота капитан первого ранга Михаил Ненашев. «Сумма неустойки прописана в контракте, она будет определена в зависимости от обстоятельств. Там цифра варьируется от 3 миллиардов евро до 10 миллиардов евро», - сказал Ненашев. Он добавил, что подобными действиями Франция покажет всему миру, что она ненадежный и непредсказуемый партнер.
По словам Ненашева, французы окончательно не ставят точку. «Но если все-таки они эту точку поставят, то должны будут выплатить приличную неустойку. В зависимости от того, как там будет юридически прописана форма отказа от выполнения контракта, такие и будут предъявлены санкции уже к французской стороне», - пояснил эксперт. Он также высказал мнение, что для российского флота эти корабли не особо нужны.
Как отмечал бывший начальник Главного штаба ВМФ Виктор Кравченко, в настоящее время Военно-морскому флоту России «Мистрали» и не нужны. «В свое время это было просто политическим решением. А сейчас эти корабли со своей начинкой России не требуются», – пояснил Кравченко.
Он также говорил, что в случае разрыва контракта Франция должна будет выплатить России значительную неустойку. «Издержки могут составлять до 20 процентов от стоимости контракта. Любые ситуации, которые пойдут вразрез с контрактом, влекут за собой финансовые издержки. То есть если Франция такое решение примет, то она понесет большие материальные убытки», – добавил экс-начштаба ВМФ России.
Первый вице-президент Академии геополитических проблем, капитан первого ранга в отставке Константин Сивков пояснял газете ВЗГЛЯД, что с боевой точки зрения «Мистраль» сложно назвать эффективным кораблем, поскольку он не способен себя защитить даже от одной крылатой ракеты. «Там стоит 30-мм пушка и корабельный вариант переносного зенитно-ракетного комплекса (ПЗРК). Таким вооружением сбить крылатую ракету можно только с вероятностью 15–20%», – говорил Сивков.
Он отмечал, что помимо самого корабля ВМФ предстоит построить для него береговую инфраструктуру, а сам корабль – оснастить российскими системами управления и вооружения. Таким образом, совокупные расходы на каждый «Мистраль» могут составить от 40 до 50 млрд рублей. Поэтому, если французы разорвут контракт, на возвращенные деньги можно будет построить четыре–пять подводных лодок класса «Борей» и «Ясень».
Зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев в интервью газете ВЗГЛЯД также отмечал, что от разрыва контракта пострадает только Франция. «Французы в первую очередь потеряют репутацию надежного поставщика и исполнителя контрактов, что не в интересах французов, потому что наше сотрудничество в военно-промышленном секторе не ограничивается «Мистралями», существует еще мощный контакт с транспортным машиностроением, автомобилестроением, по ряду других направлений, в том числе и по совместному проекту «Сухой Суперджет». Поэтому имиджевые потери, которые умножаются еще и на штрафные санкции, для Франции являются неприемлемыми», – считает Гутенев.
Десантный корабль «Мистраль» позволяет перевозить на своем борту 16 вертолетов, четыре десантных судна, 60 бронированных машин, 13 танков и до 700 солдат. Водоизмещение составляет 21,3 тысячи тонн. Корабль развивает скорость до 18,8 узла, а запас его хода составляет 19,8 тысячи миль. Контракт на поставку кораблей был подписан 25 января 2011 года вице-премьером России Игорем Сечиным и министром обороны Франции Аленом Жюппе.
Этому предшествовал тендер в 2010 году, в котором участвовали судостроительные компании из Франции, Германии, Испании и Южной Кореи. Бывший президент Франции Николя Саркози рассматривал договор с Россией как окончание разногласий, возникших после грузино-осетинского конфликта, в который вмешалась Россия в 2008 году.
Первый корабль – «Владивосток» – планировалось поставить в Россию в ноябре этого года, а второй – «Севастополь» – в 2015 году. Экипажи «Мистралей» уже сформированы и прошли обучение на базе Военно-морской академии им. Н. Г. Кузнецова.