Накануне представители российского отделения Transparency International представили первые тезисы «Кодекса этики для правозащитных НКО». На его реализацию был выделен кремлевский грант в размере 5 млн рублей, пишет «Коммерсант».
Не думаю, что есть необходимость признания его на законодательном уровне, но мы не будем против, если власти к нам прислушаются
«Нам предстоит проанализировать как западный опыт, так и опыт российских организаций по повышению их информационной открытости», - заявил Шляпужников.
По его словам, за основу взят кодекс этики самой Transparency. В нем, в частности, говорится, что члены правления НКО не имеют права на оказание услуг, связанных с освоением средств, полученных организацией в целевое управление.
Также членам организации запрещено принимать подарки в любой форме, «если их принятие может влиять на деятельность Transparency». Каждый случай нарушения, согласно кодексу, разбирает специальная комиссия по этике при НКО.
По словам Шляпужникова, в качестве эксперимента до мая 2015 года три организации будут работать по руководствам, составленным на основе этого кодекса: петербургская «Беллона», московский «Общественный вердикт» и новосибирский Институт развития прессы. По итогам будет создан единый кодекс этики, который будет внедряться в работу НКО.
«Не думаю, что есть необходимость признания его на законодательном уровне, но мы не будем против, если власти к нам прислушаются», - сказал Шляпужников.
Как пояснил замдиректора Transparency, необходимость создания кодекса этики назрела по итогам исследования открытости российских НКО. Исследование охватило деятельность 107 организаций, в разное время получавших государственные гранты. Из них только 58% отчитались о расходовании средств.
По словам Шляпужникова, большинство российских НКО по-прежнему не имеют собственных сайтов и не считают нужным размещать информацию о полученных грантах.
По мнению Шляпужникова, внедрение подобной корпоративной культуры среди российских НКО повысит уровень доверия к ним среди россиян.
«Перед государством мы и так открыты, но необходимо отчитываться и перед гражданами», - добавил он.
По мнению директора «Левада-центра*» Льва Гудкова, повысить доверие к НКО таким образом будет трудно.
По данным опроса «Левада-центра» за 2013 год, только 29% опрошенных имели четкое представление о деятельности НКО, а 35% положительно отнеслись к введению для организаций статуса «иностранный агент».
* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента