По мнению депутатов, их инициатива - обложить акцизом сахаросодержащие безалкогольные напитки - позволит оздоровить нацию и пополнить бюджет, пишут «Известия».
Главный юрист фракции КПРФ Вадим Соловьев в качестве примера предлагает взять опыт Дании: в этой стране акциз взимается в зависимости от концентрации сахара - от 0,10 до 0,28 долларов за литр.
«Поправки планируется ввести в гл. 22 «Акцизы» Налогового кодекса, - уточнил Соловьев. - Уже давно признано, что сладкая газировка, Coca-col, в частности, служит основной, если не главной, причиной ожирения и связанных с ним болезней - рака, инфаркта и других. Акциз сделает напитки с сахаром более дорогими, а значит, менее предпочтительными для потребителей. Это мировой опыт, и мы тут не должны оставаться в стороне».
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 1980 году ожирением страдали 857 млн человек (то есть каждый пятый человек на планете), а в 2013 году людей с ожирением было уже больше 2,1 млрд (то есть каждый третий). На лечение последствий ожирения и сахарного диабета в Великобритании сегодня тратится около 50 млрд долларов, в США - рекордные 190 миллиардов.
Согласно исследованию Британского фонда по борьбе с сердечными заболеваниями, 20-процентный налог на сладкую газировку уменьшает численность людей с ожирением на 1,3%, а людей с лишним весом - на 0,9%. Несмотря на доли процента, это десятки тысяч спасенных жизней, подчеркивают ученые.
«Этот акциз вполне можно сделать целевым и направлять на борьбу с диабетом и другими страшными заболеваниями, - полагает Соловьев. - Или на развитие российского спорта.
Отметим, что в 2011 году налог на сладкие напитки ввела Франция: там налог на Coca-cola и другие газированные напитки составляет 0,1 долларов на литр и приносит в бюджет порядка 120 млн евро.
Возможный эффект от российского налога пока подсчитывается, говорит Соловьев. В Минфине также затруднились подсчитать возможный эффект от акциза.
На решение обложить Coca-cola дополнительным налогом повлияло и недавнее решение компании отозвать свою рекламу с ряда российских телеканалов в связи с санкциями против России, признался Соловьев. «Вообще неплохо было бы ввести бойкот этому напитку, потому что это явно недружественный шаг в сторону России», - добавил он.
Напомним, на днях СМИ сообщили, что американская The Coca-Cola Company с августа отозвала рекламу с четырех федеральных телеканалов; три из них (РЕН ТВ, Пятый канал и «Домашний») связаны с попавшими под санкции США банком «Россия» и его крупнейшим акционером Юрием Ковальчуком, четвертый – «Звезда» Минобороны.
Представитель агентства MediaVest, закупающего рекламу на ТВ для Coca-Cola (входит в американскую VivaKi), Юрий Борисовский и директор по внешним связям российского офиса Coca-Cola Анна Козловская подтвердили эту информацию, сообщал «Коммерсант». Они объясняют решение особенностями медиапланирования.
«Эти четыре канала наименее подходят по целевой аудитории для брендов Coca-Cola, поэтому рекламодатель решил перераспределить бюджеты», – сказал Борисовский.
По словам Козловской, в компании решили сконцентрироваться на ключевых федеральных и наиболее эффективных для целевой аудитории Coca-Cola каналах. Она также ссылается на результаты продаж в России во втором квартале: по данным отчетности, они могли снизиться примерно на 5%.