Серьезную организационную работу предусматривают любые выборы, напомнил исполнительный директор ассоциации НКО по защите избирательных прав «Гражданский контроль», директор Центра социально-политических исследований «Аспект» Георгий Федоров. «Наши радикальные и либеральные оппозиционеры всегда чурались ее», – заметил собеседник. По его мнению, именно поэтому дальше политического протеста дела радикальных оппозиционеров не продвигаются.
Кроме того, многие москвичи, даже и настроены против власти, люди прагматичные. Они понимают, что депутат должен не просто что-то кричать
«Вместо того, чтобы работать с людьми, формировать какой-то инструмент в виде политических организаций, партий, они предпочитают сидеть в «Фейсбуке», в «Жан-Жаке» и других местах, комфортных для них, – отметил политолог. – Когда идешь на выборы, надо общаться с людьми, которые не только за, но и против тебя».
«Кроме того, многие москвичи, даже и настроены против власти, люди прагматичные. Они понимают, что депутат должен не просто что-то кричать. Это представитель народа, который выполняет конкретные функции. В этом отношении у них поддержки нет или она минимальная, они не могут сформировать никакой альтернативной повестки власти. Их лозунги «За честные выборы**!» и прочее давно устарели, потому что даже они признают, что сейчас выборы проходят очень честно, как никогда. И поэтому в своих стенаниях о том, что Собянин – никакой, а они – лучше, не достигают успеха», – подчеркнул эксперт.
Реальной поддержки у таких кандидатов совсем мало, тем более на выборах в местный парламент. «Теперь для любого радикального политика самое главное – сохранить лицо, что они и пытаются сейчас сделать, – отметил Федоров. – Поэтому обвиняются и оказываются виноватыми кто угодно, только не они. Плохому танцору всегда тоже знаете, что мешает».
Соратник оппозиционера Алексея Навального, руководитель московского регионального отделения Партии прогресса, сотрудник Фонда борьбы с коррупцией* Николай Ляскин в четверг снял свою кандидатуру с выборов в Мосгордуму.
«Последние четыре недели десятки прекрасных волонтеров делали все мыслимое и немыслимое, собирая подписи практически круглые сутки – на кубах, точках сбора и в поквартирном обходе. После долгих и сложных размышлений было принято решение не загонять людей, не делать убийственный и, возможно, все же бесполезный рывок сегодня и сойти с дистанции», – написал на своей странице Ляскин, жалуясь на «сумасшедшую норму в 3% подписей избирателей округа», а также на «провокаторов». Проблема со сбором подписей беспокоила оппозиционеров давно.
На записях разговоров, оказавшихся в распоряжении журналистов, Николай Ляскин и другой оппозиционный кандидат в депутаты МГД Максим Кац***, а также его друг блогер Илья Варламов*** признались, что осведомлены о сомнительных способах сбора подписей избирателей в пользу оппозиции, и утверждают, что ими пользовалась также команда Марии Гайдар. В частности, обсуждались мошеннические схемы (в том числе с покупкой подписей), которыми, по словам участников разговора, пользуется Гайдар. Одна из записей свидетельствует о том, что Кац (действующий муниципальный депутат Щукино) говорит, что лично Навальный ему советовал «рисовать подписи». Показательно, что накануне Кац подтвердил, что действительно обсуждал с Ляскиным сбор подписей, высказывая опасения, что другие кандидаты покупали подписи.
* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента
** СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента
*** Признан(а) в РФ иностранным агентом