«Я считаю, что это возможно - разработать новый двигатель с первым испытательным пуском через пять лет. Но не думаю, что средств, которые сейчас доступны ULA, будет достаточно, чтобы это сделать. Они, судя по всему, ожидают правительственного финансирования нового двигателя», - заявил РИА «Новости» эксперт по космической тематике, профессор Университета Джорджа Вашингтона и бывший член консультативного совета НАСА Джон Логсдон.
По его мнению, вопрос сейчас стоит так - собираются ли США выделять бюджетные средства на новую разработку, актуальность которой объясняется ухудшением отношений с Россией. «Частные компании будут выполнять работу. Они не будут выделять средства без правительственных гарантий по поводу поставок», - сказал он.
В таких условиях наметилось противостояние исполнительной власти, желающей сэкономить бюджетные средства, и конгресса, лоббирующего интересы отрасли, считает эксперт.
«Это самая ранняя стадия дебатов между Белым домом и конгрессом. Белый дом старается сдерживать затраты, палата представителей хочет выделить 220 миллионов долларов в качестве первого взноса, но это вопрос на миллиард дороже. Это деньги только на первый год, не весь объем инвестиций в новый двигатель. Всего требуется по меньшей мере миллиард долларов», - отметил Логсдон.
В середине июня компания United Launch Alliance (ULA) - совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin, использующее российские двигатели РД-180 для запуска американских военных спутников, сообщила о подписании контрактов с несколькими производителями, которые представят свои проекты нового двигателя. Как ожидается, поставщик будет выбран к четвертому кварталу этого года, чтобы к 2019 году можно было совершить первый запуск.
Напомним, российское НПО «Энергомаш» поставляет в США ракетные двигатели РД-180, вокруг которых в последнее время развернулась настоящая борьба внутри Соединенных Штатов: на фоне санкций, принятых в отношении России в связи с событиями на Украине, некоторые американские компании решили поправить свое положение, добившись запрета на поставки российского изделия.
Однако выяснилось, что заменить РД-180, который устанавливается на американские ракеты-носители Atlas-5, им фактически нечем, и в начале мая американские власти попросили свой суд отменить запрет на покупку российских двигателей.
Разработка ракетного двигателя взамен российского РД-180 может обойтись США в 1,5 млрд долларов. Средства на создание двигателя уже выделил Комитет по делам вооруженных сил сената США. Однако сообщалось, что США пока не нашли замену российским ракетным двигателям.
РД-180 устанавливается на первой ступени разработанного корпорацией Lockheed Martin Corporation носителя Atlas V, который вместе с ракетой Delta IV компании The Boeing Company уже давно служит рабочей лошадкой Пентагона. Два гиганта авиакосмической промышленности США создали совместное предприятие United Launch Alliance, имеющее многолетний и многомиллионный контракт с минобороны США на запуски разведывательных спутников.