«Основные направления этого прорыва уже определены... Это целые подводные «города» со своим транспортом, энергоснабжением, линиями связи. Основными элементами этих комплексов станут подводные суда разведки и суда-носители, средства бурения, добычи и подготовки продукции, энергообеспечения, эксплуатации и ремонта, комплексной безопасности», – написал Рогозин в авторской статье, опубликованной в «Российской газете».
Арктический проект может стать катализатором модернизации нефтегазовой и космической отрасли
По словам вице-премьера, промышленное освоение арктического шельфа, по оценкам специалистов, может обеспечить прирост потенциального запаса углеводородного сырья до 9–10 млрд тонн условного топлива. Согласно оценкам экспертов, континентальный шельф Арктики содержит до 30% всех шельфовых запасов углеводородов в мире.
Рогозин уверен, что освоение Арктики – не только жизненно важный приоритет для нашего государства, но и серьезный технологический вызов. Разработку нового проекта с июня 2013 года ведут Фонд перспективных исследований, Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», Газпром, Роснефть и Дальневосточное отделение РАН, отмечает ИТАР-ТАСС.
Как считает вице-премьер, роботизация морских промыслов – «не наша прихоть, это общемировой тренд». Вспоминая крупнейшую экологическую катастрофу последних лет – разлив нефти в Мексиканском заливе, Рогозин отмечает, что она произошла «как раз по причине человеческого недосмотра и халатности», хотя автоматика предупреждала о беде.
«Подводные промыслы должны быть оборудованы самыми современными системами мониторинга. В арктический проект... закладывается возможность передачи в центры управления в режиме реального времени всех необходимых телеметрических данных, включающих такие параметры, как температура и давление в скважинах, информацию о сейсмической активности и экологической обстановке в районах добычи. Все это позволит оперативно предупреждать аварии и, если понадобится, локализовать источники загрязнений», – написал Рогозин.
По его словам, передавать масштабные объемы информации предполагается по оптоволоконным линиям связи, такая система мониторинга реализуема уже на нынешнем этапе развития технологий.
При этом, как отмечает Рогозин, в области создания морских роботов Россия стоит еще в самом начале пути. Внушительные разработки в этом направлении ведет Институт проблем морских технологий Дальневосточного отделения РАН. «Здесь разработаны аппараты, способные полностью в автономном режиме вести наблюдение за подводной обстановкой, обрабатывать большие массивы информации», – сообщает Рогозин.
«В рамках реализации проекта планируется наделить автономные аппараты способностями распознавания и группового взаимодействия. Предстоит разработать перспективные гидрофизические, гидроакустические и неакустические методы и средства обнаружения, создать новые эффективные средства подводной связи и навигации», – написал вице-премьер.
В заключение Рогозин подчеркнул, что арктический проект может стать катализатором модернизации нефтегазовой и космической отрасли, где также могут понадобиться роботизированные средства бурения и разведки. Кроме того, в проекте будут серьезно задействованы мощности оборонно-промышленного комплекса.
«Если мыслить шире, то арктический проект может стать для нас воротами в гидрокосмос – понятие, которое постепенно теряет свой сакральный, метафизический смысл и приобретает очертания сферы вполне осязаемых геополитических интересов, а возможно, и среды обитания будущих цивилизаций», – написал он.