На заседании МРГ рассматривались намерения FCC (Federal Communications Commission, американский аналог Минкомсвязи) ввести на территории США процедуру обязательного лицензирования навигационного сигнала и сертификации пользовательских устройств. Анонс новых правил был сделан 10 декабря заместителем директора FCC в рамках доклада на Национальном совете по спутниковой навигации и позиционированию (решает вопросы по деятельности GPS). Заявление было перепечатано только специализированными СМИ, но в Москве его суть уловили моментально, рассказал «Известиям» глава НП «ГЛОНАСС» Александр Гурко.
«Это прецедент, впервые в мире в стране вводятся лицензирование и сертификация навигационных систем, - сообщил Гурко. - Если в США будет принято решение лицензировать провайдеров глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) и сертифицировать мультисистемные приемники и в рамках этих мер будут введены запретительные меры по отношению к ГЛОНАСС, создается опасность дискриминации использования ГЛОНАСС».
По его словам, «сейчас общий технологический тренд - использование мультисистемного оборудования: появляются трех- и даже четырехсистемные приемники. Соответственно, если американский регулятор ограничит применение ГЛОНАСС, рынок для нас начнет сужаться. Появится риск, что крупнейшие производители навигационных приемников начнут отказываться от использования ГЛОНАСС в своих системах. Тогда возникнет опасность, что применение ГЛОНАСС сузится до рамок локального рынка».
Официальные представители FCC на запрос не ответили. Сайт InsideGNSS пишет, что представитель FCC ссылался на раздел 301 закона о связи (The Communications Act of 1984), где сказано, что любой, кто передает радиосигнал на территории США, должен иметь лицензию FCC.
Гурко считает, что политика FCC создает риски не только для американских потребителей сигнала, но для системы ГЛОНАСС в целом.
«Насколько мы видим, ряд других стран могут последовать примеру США - внедрить процедуру лицензирования сигнала и сертификации устройств, - говорит Гурко. - Возникает риск давления регулятора на провайдеров и разработчиков приемников в части применения нашей технологии в мультисистемном оборудовании. На этом фоне наши производители продолжают терять даже российский рынок навигационных чипсетов. Эту проблему надо срочно решать, особенно с учетом показательной инициативы FCC. Соответственно, нам жизненно необходимо иметь собственные дизайн-центры, центры компетенции. Чтобы минимизировать риски потери ими доли рынка, мы должны заниматься их развитием, финансированием».
Ранее вице-премьер России Дмитрий Рогозин заявил, что российская глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС в скором времени может опередить американскую систему глобального позиционирования GPS.
ГЛОНАСС - российский аналог американской навигационной системы GPS. В Роскосмосе обещают, что уже в этом году точность ГЛОНАСС на территории России может стать меньше одного метра.