Документ, который пришел на смену двум устаревшим законам – «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1992 и 1996 годов соответственно, - разрабатывался несколько лет.
Впервые он был вынесен на общественное обсуждение в мае 2010 года при бывшем министре образования и науки Андрее Фурсенко и вызвал широкий общественный резонанс. За два с половиной года в комитет Госдумы с поправками обратились 600 тысяч граждан. Законопроект претерпел изменения, однако, при Фурсенко, который занимал свой пост в общей сложности более восьми лет, так и не был принят. Приемка закона была проведена уже при нынешнем министре образования Дмитрии Ливанове. Новый глава ведомства смог осуществить принятие окончательной версии, находясь на своей должности чуть более полугода, передает ИТАР-ТАСС.
Однако, «стремительное проведение реформы» не прошло бесследно. Так, новоиспеченный министр настроил против себя представителей главных политических партий страны. 9 апреля 2013 года КПРФ официально потребовала от президента Владимира Путина отставки руководства Минобрнауки. «В Госдуме господин Ливанов отстаивал правительственный закон «Об образовании», который во многих отношениях ухудшает положение педагогов, детей и студентов», - подчеркивалось в обращении.
Чуть позже, 22 апреля, лидеры КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» направили уже совместное обращение президенту РФ с просьбой отправить Ливанова в отставку. «Представители фракций Госдумы дали негативную оценку деятельности Минобрнауки за отчетный период», - констатировали тогда политики.
В свою очередь, сам глава ведомства, не раз заявлял в СМИ о том, что система образования давно нуждается в переменах, а реализация реформ в этой сфере является болезненной, «поскольку требует честности в оценке качества, к чему в России не привыкли».
Споры и волнения, связанные с документом, не утихают до сих пор. В связи с этим, 27 августа спикер нижней палаты Сергей Нарышкин поручил председателю думского комитета по образованию Вячеславу Никонову следить за исполнением нового закона, организовав специальный мониторинг. В его задачи входят «тщательное обобщение информации, поступающей из регионов» и «своевременное реагирование на все возникающие риски».
Новый закон «Об образовании» закрепляет следующие уровни образования: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее. Сохраняется один уровень профессионального образования: среднее профессиональное. Высшим образованием является бакалавриат, специалитет, магистратура. Аспирантура становится отдельным уровнем образования. МГУ имени Ломоносова и СПбГУ приобретают статус «ведущих классических университетов». Дошкольное и общее образование остается бесплатным, высшее образование - бесплатным на конкурсной основе, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В новом законодательстве прописаны понятия сетевого и электронного обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования. Определен высокий статус учителя, установлено, что его зарплата не может быть меньше средней по региону.
В школах России вводится единое требование к школьной одежде. Также зафиксировано право учащегося на получение индивидуального образовательного графика.
Закон изменяет и финансирование учебных заведений: теперь оно будет зависеть не от их статуса, а от набора и качества услуг.
В настоящее врем в России осуществляют свою деятельность около 100 тыс. учреждений дошкольного, общего и профессионального образования, в которых обучаются 28 млн человек. В системе образования работают 5,2 млн человек. Общая сумма расходов в этой сфере в 2013 году составила 3 трлн рублей.