Ежегодно Росавиация будет собирать заявки перевозчиков, в которых они должны указать потребность в иностранных КВС, а также типы воздушных судов, на которых они будут летать. Если общая потребность в пилотах превысит квоту, то Росавиация распределит 200 контрактов между компаниями пропорционально объемам их перевозок. Если квота не выбрана, то в течение года можно подать дополнительные заявки, либо «остаток» квоты перейдет на следующий год, пишет «Коммерсант».
КВС таких компаний, как Lufthansa или Air France, вряд ли пойдут работать на российский рынок, а законопроект нацелен на работников из СНГ
При этом контракты с иностранными КВС можно заключать максимум на пять лет и до конца «периода привлечения». То есть КВС, приглашенный в последний год действия квоты, сможет трудоустроиться только на год. Источник в Минтрансе говорит, что порядок привлечения иностранных КВС планируется утвердить до конца лета, а их наем может начаться уже с зимнего сезона.
Авиакомпании не раз поднимали вопрос о разрешении иностранным пилотам работать в России, главный интересант — «Аэрофлот». Там подтвердили, что у компании дефицит КВС: «На рынке сейчас много вторых пилотов. Если мы наймем на пять лет иностранных капитанов, то наши вторые пилоты за этот срок смогут набраться необходимого опыта». В «Аэрофлоте» оценивают общий дефицит КВС в России на уровне 1 тысячи человек. «Мы готовы забирать всю годовую квоту, если будет такая возможность»,— отмечают в компании.
Первый заместитель гендиректора «Трансаэро» Дмитрий Столяров говорит, что мера полностью не решит проблему дефицита летных кадров, но сможет снизить ее остроту. Сейчас у «Трансаэро» нет дефицита КВС, но «для развития компании нужны новые летные кадры».
Столяров отмечает, что сейчас в гражданской авиации России работает около 14 тысяч 200 пилотов. Рост пассажиропотока на 10% в 2013 году потребует не менее 1 тысячи 400 новых летчиков. «А набор курсантов в 2012 году составил менее тысячи человек, хотя это и самый высокий показатель за последнее время»,— рассказал Столяров.
В «ЮТэйр» также считают, что с расширением парка появится необходимость в новых кадрах. В S7 заявили, что положительно относятся к допуску иностранцев, но недостатка в летчиках не испытывают.
В шереметьевском профсоюзе летного состава отмечают, что «с 2012 года около 300 выпускников летных училищ не могут устроиться на работу». «Они не доведены до должного уровня, но авиакомпании не берутся их доучивать, ведь на это нужны дополнительные средства»,— поясняют в профсоюзе.
Там считают, что КВС таких компаний, как Lufthansa или Air France, вряд ли пойдут работать на российский рынок, а законопроект нацелен на работников из СНГ. «Там остались невостребованные пилоты, обучавшиеся еще в советские годы. Скорее всего, их пригласят на 70-80% от зарплат российских летчиков»,— отмечают в профсоюзе. Но источник в «Аэрофлоте» говорит, что компания рассчитывает на пилотов из Западной Европы: «Из-за дефицита КВС их зарплаты в «Аэрофлоте» сейчас на уровне Lufthansa».
Министерство транспорта подготовило законопроект по отмене национальной принадлежности пилотов еще в октябре прошлого года.
Президент России Владимир Путин в апреле объяснил необходимость привлечение иностранных пилотов в гражданской авиации.
«Парк воздушных судов растет. При этом, к сожалению для меня, растет доля иностранной техники. Особенно это касается широкофюзеляжных самолетов. У нас есть проекты по создания среднемагистральных самолетов – «Суперджет 100», М-21. Но широкофюзеляжных мы пока не делаем. Приходится приобретать, а это всегда опасно с экономической точки зрения, но мы вынуждены это сделать», - сказал президент.
В то же время пилот авиации СССР и России Василий Ершов в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал идея привлечения иностранных пилотов является «полумерорй», которая «призвана заполнить образовавшийся провал». Плюсы инициативы в том, что это может отодвинуть крупные авиакомпании от возможного банкротства и даст «моральную конкуренцию», которая сможет «сыграть положительную роль в росте профессионального мастерства отечественных пилотов». Среди минусов – «утечка» вакансий, предназначающихся для выпускников российских летных училищ: «В конечном счете российская авиация превратится из отечественной в наемную».