«Я направлю мою просьбу властям России сегодня и надеюсь, что она будет принята благосклонно», – заявил Сноуден, слова которого приводит сайт WikiLeaks.
Текст заявления Эдварда Сноудена правозащитным организациям гласит: «Меня зовут Эд Сноуден. Примерно месяц назад у меня была семья, дом в раю, я жил в комфорте. Также у меня было разрешение на поиск, перехват и чтение ваших сообщений. Чьих угодно и когда угодно. Это власть изменять человеческие судьбы.
А еще это серьезное нарушение закона. Четвертая и пятая поправки конституции моей страны, статья 12 Всеобщей декларации прав человека, множество правовых актов и договоров запрещают подобные системы массового вездесущего наблюдения. В то время как американская конституция расценивает эти программы как незаконные, мое правительство утверждает, что секретные постановления суда, которые миру нельзя увидеть, каким-то образом легализуют нелегальную деятельность. Эти судебные решения попросту разрушают базовый принцип правосудия – оно должно быть публичным. Аморальное не может стать моральным через секретный закон.
Я верю в принципы, объявленные в 1945 году в Нюрнберге: «Отдельные лица имеют международные обязательства, которые превышают национальный долг повиновения, наложенный отдельным государством. Следовательно, отдельные граждане должны нарушать национальное право, чтобы предотвратить нарушение закона против мира и человечности».
Соответственно, я сделал то, что считаю правильным, и начал кампанию, чтобы исправить совершение правонарушения. Я не стремился обогатиться. Не стремился продать американские секреты. Я не сотрудничал ни с одним иностранным правительством, чтобы гарантировать себе безопасность. Вместо этого я сообщил то, что знаю, общественности, чтобы то, что поражает всех нас, могло быть обсуждено всеми нами при свете дня. И я попросил у мира правосудия.
Этическое решение сообщить общественности о шпионаже, который поражает всех нас, дорого мне стоило. Но это было правильно, и я не сожалею.
С того момента правительство и спецслужбы США пытались наказать меня в назидание другим, угрожая тем, кто может заговорить, как я. Меня лишили гражданства и начали преследовать. США включили меня в лист тех, кому запрещены полеты. Они потребовали от Гонконга вывести меня из системы закона, напрямую нарушив принцип невысылки – закон ООН. Они угрожают санкциями тем странам, которые могут подняться в защиту моих прав и системы политического убежища ООН. Они даже предприняли беспрецедентный шаг, приказав военным союзникам посадить на землю самолет латиноамериканского президента для обыска в поисках политического беженца. Эти опасные шаги представляют угрозу не только для достоинства Латинской Америки, но для базового права каждого человека, каждой нации – жить свободно от гонений и пользоваться правом на убежище.
И даже перед этой исторически непропорциональной агрессией некоторые страны предложили мне поддержку и убежище. Этим нациям, включая Россию, Венесуэлу, Боливию, Никарагуа и Эквадор, я выражаю мою признательность и уважение за то, что они первые, кто встал против нарушения прав человека. Отказавшись идти на компромиссы с их принципами перед лицом запугивания, они заслужили уважение всего мира. И я бы хотел посетить каждую из этих стран, чтобы выразить мою личную благодарность их народам и лидерам.
Сегодня я сообщаю о моем официальном принятии всех предложений о поддержке или убежище, которые мне дали и могут дать в будущем. В частности, это касается официального предложения убежища, предоставленного президентом Венесуэла Мадуро, мой статус невозвращенца сейчас официален, и ни одно государство не имеет права посягнуть на мое право пользоваться убежищем. Однако, как мы видели, некоторые западноевропейские и североамериканские правительства продемонстрировали желание действовать вопреки закону и до сих пор продолжают так действовать. Эта противозаконная угроза лишает меня возможности добраться в Латинскую Америку и воспользоваться там убежищем, дарованным мне в соответствии с нашими правами.
Это желание могущественных государств действовать вне рамок закона показывает угрозу всем нам и не должно увенчаться успехом. Соответственно, я прошу вашей помощи в ходатайстве о гарантиях безопасного пролета над соответствующими странами в Латинскую Америку, равно как ходатайстве об убежище в России, пока эти страны не вернутся в стезю закона и не разрешат мне законно путешествовать. Я передам мой запрос сегодня в Россию и надеюсь, что он будет одобрен.
Если у вас есть вопросы, я готов ответить на те, которые могу. Спасибо».
Напомним, что на встрече с правозащитниками в пятницу экс-сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден заявил, что решил попросить временного политического убежища в России. При этом он пообещал выполнить условия, чтобы остаться в стране, которые ранее озвучил президент России Владимир Путин, то есть не заниматься антиамериканской деятельностью.
Сноуден находится в транзитной зоне российского аэропорта Шереметьево, куда прилетел из Гонконга. Он не может покинуть аэропорт из-за того, что власти США аннулировали его американский паспорт.
Сноуден стал известен после того, как раскрыл секретные данные о масштабных слежках американских спецслужб за интернет-пользователями и иностранными диппредставительствами.