Доказательства того, что перечисленные организации спонсируются из-за рубежа, Генпрокуратура нашла после проведения серии проверок.
«Мы обнаружили три организации, которые только за период с декабря прошлого года по февраль-март нынешнего получали значительные суммы денег от иностранных источников, в первую очередь американских», - пояснил «Известиям» источник в Генпрокуратуре.
По данным проверки, Московская школа политических исследований (МШПИ) получила из-за рубежа 12,8 млн рублей. Большую часть из этих денег - 7,3 млн рублей - пожертвовал американский институт «Открытое общество», также известный как Фонд Сороса. Чуть более 3 млн рублей МШПИ получила от Фонда Макартуров.
Но эта организация и без иностранного финансирования достаточно тесно связана с западными правозащитниками, пишет издание. В попечительский совет и совет директоров МШПИ входят многие иностранцы, в том числе британские, французские и шведские политологи, общественники и журналисты. Российскую сторону в управляющих органах НКО представляют глава Россотрудничества Константин Косачев, уполномоченный по правам человека Владимир Лукин и другие чиновники и предприниматели.
Член совета директоров Московской школы политических исследований Игорь Минтусов, комментируя появившуюся информацию, отметил, что все данные о финансировании организации всегда были в открытом доступе.
«Мы никогда не скрывали, что часть спонсоров школы - это международные организации. Так что проводить проверку ради этого было необязательно, - отметил он. - Школа - сугубо образовательная организация, и это легкое недоразумение, что 20 лет назад в ее названии появилось словосочетание «политические исследования». Никаких исследований, тем более политических, мы не проводим».
Минтусов также напомнил, что среди выпускников школы есть люди совершенно противоположных взглядов, например депутат от «Единой России» Ирина Яровая и лидер партии ПАРНАС Владимир Рыжков.
Чуть меньшее финансирование из иностранных источников получает фонд «Общественный вердикт». За три месяца, с декабря прошлого года по февраль текущего, НКО получила 9,6 млн рублей. 1,5 млн рублей из них пожертвовала Норвежская Хельсинкская группа, еще 1,3 млн рублей - ООН и 800 тыс. рублей - Национальный фонд поддержки демократии (США).
Директор фонда Наталья Таубина признала, что НКО получает финансирование из-за рубежа, но, по ее словам, политическую деятельность «Общественный вердикт» на территории России также не ведет.
Национальный фонд поддержки демократии также спонсирует и челябинское отделение «Уральской правозащитной группы*». С декабря прошлого года по март нынешнего в это НКО было перечислено более 850 тыс. рублей. Комментария от представителей этой организации получить «Известиям» не удалось.
Напомним, в конце апреля стало известно, что российский филиал Transparency International получил предупреждение от Минюста о том, что организация может быть признана иностранным агентом.
В министерстве установили, что это НКО занимается политикой, осталось установить только наличие иностранного финансирования.
Представители Transparency International в свою очередь грозили оспорить претензии властей в суде.
В ноябре прошлого года вступил в силу закон, который обязывает финансируемые из-за рубежа политические НКО регистрироваться в качестве иностранных агентов.
Проверки НКО начались в конце марта. Минюст тогда сообщил, что они проводятся, чтобы выяснить, соответствует ли деятельность НКО уставным целям и законодательству.
Проверки в числе прочих прошли в столичных офисах движения «За права человека», центра «Мемориал*», фонда «Общественный вердикт», Московской Хельсинкской группы. Аналогичные проверки проходят и в провинции.
«Голос» стал первой общественной организацией, от которой потребовали зарегистрироваться в качестве иностранного агента.
* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента