Гендиректор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов призвал продолжать реформу местного самоуправления. «Мы десять лет назад приняли 131-й федеральный закон, который в соответствии с Конституцией формально разграничил муниципальную власть и государственную. С другой стороны, четкое разграничение полномочий так и не произошло, как и эффективное финансовое обеспечение этих полномочий», - считает политолог. Напомним, накануне Народный фронт предложил изменить закон о местном самоуправлении.
Эксперт добавил, что следует обратиться к зарубежной практике.
«Там всегда существует уровень местного самоуправления, который организован в границах территорий, где граждане могут избираться, организовать свои органы местного самоуправления, сформировать местный бюджет, установить определенные сборы, проводить местные референдумы. С другой стороны, этот уровень никогда жестко не отделен от государственной власти. Всегда существуют полномочия, которые носят более широкий характер и которые тоже должны исполняться на этих территориях», - указал эксперт.
Эксперт отметил, что за рубежом закон нередко предусматривает роспуск местных советов. Такие нормы существуют в Индии, Франции, Мексики, Португалии, Венгрии, Италии, некоторых земель Германии, Австралии и других стран. Более того, по словам Миронова, в Аргентине есть персональная ответственность муниципальных депутатов «за незаконные решения».
«Не должно быть перегибов. Органы местного самоуправления во всех странах мира несут достаточно жесткую ответственность за свои действия. Представительные органы тоже могут быть распущены за неприятие неправомерных решений, - сказал Миронов. - На этом уровне власти, бывает, складывается ситуация, когда часть депутатов представительного органа представляют лиц, которые заинтересованы в определенных решениях. Может, они связаны с бизнесом или еще чем-то». Эксперт напомнил, что депутаты должны действовать в публичных интересах, а не интересах этого бизнеса.
Эксперт признал, что и в России часто встречается такая проблема. «Это не системная проблема местного самоуправления, но периодически это бывает. Поэтому такая мера ответственности, как роспуск, - не помешает. Но не должно быть произвола. Она не должна использоваться в политических целях, когда возникает конфликт региональной власти и органов местного самоуправления. Такое тоже бывает», - подытожил Миронов.