По их словам, РФ потребует от ЕС «прекращения использования методики «энергетических корректировок» при проведении антидемпинговых расследований в отношении российских товаров». Как отмечают источники, эта методика (она предполагает расчет «реальной» стоимости товаров исходя из европейских, а не российских цен на энергоресурсы) «позволяет ЕС выявлять демпинг даже при его фактическом отсутствии», и ущерб для производителей РФ от антидемпинговых мер составляет около 500 млн долларов в год. Собеседники «Коммерсанта» говорят, что методика применяется в нарушение соглашения о партнерстве РФ и ЕС.
ЕС свое слово не сдержал: они начали против нас торговый спор, требуя дополнительных преференций
«По ряду товаров вопрос о пошлинах, рассчитанных с применением «энергокорректировок», может быть поднят в ВТО в ближайшие недели»,— сообщил один из источников, добавив, что такой шаг «в том числе будет ответной мерой на действия ЕС из-за утильсбора», который платят импортеры автомобилей в Россию.
«У нас с европейцами была договоренность, достигнутая в прошлом декабре на саммите Россия—ЕС с участием Владимира Путина: мы обязываем российские автозаводы платить сбор, а ЕС не создает нам проблем по этой теме в ВТО»,— сообщил еще один источник в правительстве. Он отметил, что законопроект о распространении сбора на отечественные заводы уже принят Госдумой и Советом федерации. «Но ЕС свое слово не сдержал: они начали против нас торговый спор, требуя дополнительных преференций»,— считает он.
В РФ, впрочем, стараются публично не драматизировать ситуацию. Глава МИДа Сергей Лавров 15 октября говорил, что «в торгово-экономической сфере споры возникают между любой страной и ее любым партнером». «Мы сейчас тоже осваиваем механизмы ВТО, когда стремимся решить задачу прекращения антидемпинговых процедур ЕС в отношении наших производителей»,— сказал министр.
#{smallinfographicleft=595311}Антидемпинговые меры сейчас применяются ЕС к трубным заводам ТМК, ОМК и ЧТПЗ. Пошлины на бесшовные трубы, действующие до конца 2017 года, для заводов ЧТПЗ составляют 24,1%, для заводов ТМК — 28,7%. Пошлины на сварные трубы из нелегированной стали действуют до конца 2013 года, для ТМК они 16,8%, для ОМК — 10,1%. До 2018 года действуют пошлины на экспорт российских фитингов для стальных и чугунных труб (23,8%). Кроме того, по истечению срока действия пересматриваются пошлины на ввоз феррокремния (17,8%-22,7%) и стальных тросов и канатов (9,7%-50,7%), которые производят входящие в «Мечел» Белорецкий метзавод и Братский завод ферросплавов, а также ЗАО «Северсталь-Метиз». Источники в трубной отрасли говорят, что рынок ЕС вряд ли станет для них основным экспортным рынком даже в случае отмены пошлин. Но, добавляют они, это ближайший экспортный рынок (без учета СНГ), и потенциал у него есть, особенно в Северной Европе.
Олег Петропавловский из БКС считает, что методика «энергокорректировок» в отношении российских производителей неоправданна. Цены на газ и энергию в РФ в 2005-2007 годах (когда инициированы антидемпинговые расследования) были ниже, чем во многих странах, но сейчас стоимость энергоресурсов в РФ такая же, как в США,— однако к американской продукции защитные меры не применяются. По словам профессора ВШЭ, ведущего научного сотрудника ИМЭМО РАН Алексея Портанского, у РФ «еще с момента присоединения к ВТО была возможность обжаловать антидемпинговые меры ЕС, но из-за медленной работы бюрократического аппарата она не реализована».
Евросоюз в июле подал в суд Всемирной торговой организации иск в отношении России в связи с утилизационным сбором на легковые и грузовые автомобили. Этот иск стал первым для России с момента присоединения страны к ВТО в августе 2012 года.
Россия ввела утилизационные сборы на легковые и грузовые автомобили с 1 сентября 2012 года. Сборы распространяются как на автомобили, которые импортируются в страну, так и на машины, которые собираются на территории России. Базовый размер сбора для легковых машин составляет 20 тыс. рублей, для грузовиков и автобусов – 150 тыс. рублей. Таким способом Россия попыталась минимизировать потери от снижения таможенных пошлин (с 30% до 25%) для импортных автомобилей, что произошло после вступления в ВТО в августе 2012 года.
Против самого факта введения утилизационных сборов и его суммы ЕС не возражает. Брюссель возмутил другой факт: что оплачивать сбор «живыми» деньгами обязаны только импортеры, тогда как автопроизводители, которые собирают машины в России, могут вместо уплаты сбора предоставить властям гарантии безопасной утилизации в будущем выпускаемых ими автомобилей. Евросоюз считает, что это дает преимущества российским производителям и ставит в неблагоприятные условия европейских производителей, что потенциально ограничивает международную торговлю и нарушает нормы ВТО.