«Это проекты в области инфраструктуры, современного образования, медицины и доступного жилья. Это то, что составляет наше качество жизни. Вопрос «5 или 7» - это дискуссия с парламентом. Кроме того, правительство не может иметь монополию на определение того, на что могут быть потрачены такие средства», - сказал Шувалов в интервью «Коммерсанту».
Правительство не может иметь монополию на определение того, на что могут быть потрачены такие средства
На вопрос издания о том, имеет ли действительно Госдума возможность спорить с Белым домом в таком важном вопросе, он подчеркнул, что не стоит путать нас с СССР, как некоторые западные партнеры.
«Это нормальный современный демократический процесс у нас в стране. Они нас поддавливают, и очень сильно. Например, глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров встречался по этому поводу не только со мной, но и специально ходил к председателю правительства Дмитрию Медведеву. Сначала премьер-министр не поддержал идею снижения планки с 7% ВВП до 5% - мы опасались дополнительных расходов. Но теперь его позиция проста: принесите в феврале конкретные проекты, которые убедительно покажут, что их реализация за счет средств от снижения накоплений в резервах за этот политический цикл сможет изменить качество жизни в РФ, и тогда мы вступим в дискуссию с парламентом», - пояснил он.
Отвечая на вопрос об изменении «бюджетного правила», первый вице-премьер заметил, что при жестких внешних факторах оно, безусловно, будет меняться.
«Но без таких резких изменений внешних факторов мы будем действовать на его базе. Есть предложения некоторых членов правительства и некоторых депутатов Госдумы о том, чтобы отнестись к «бюджетному правилу» чуть мягче, с тем, чтобы обеспечить первоочередное развитие инфраструктуры в стране. Эти вопросы будем рассматривать уже в ближайшие недели, надеемся, что в феврале мы по этому поводу соберемся на совещании у премьер-министра», - сказал Шувалов.
Кроме того, первый вице-премьер на вопрос о будущем росте госрасходов из-за возможности проводить госпрограммы по двум вариантам «стандартному» и «оптимистическому», пояснил, что «бюджет, основанный на «бюджетном правиле», не позволяет «крутить» ничего в принципе».
«Должны ли мы перед собой ставить более амбициозную планку? Конечно. Но она не должна опираться на безответственное финансовое поведение. Сейчас правительство работает над госпрограммами, понимая, что у страны могут появиться дополнительные доходы», - отметил Шувалов.
По его мнению, все программы надо уточнить так, «чтобы было понятно: если в целом в стране появляется, грубо говоря, триллион дополнительных денежных средств, которые мы можем разделить между госпрограммами, то нужно понимать, каковы приоритеты, на какие именно проекты внутри этих государственных программ этот триллион поделится и в каком порядке».
«Все запросы невозможно удовлетворить в принципе, лоббизма допустить тоже нельзя. Эта работа еще предстоит, при этом обязательно нужно понимать, что у правительства есть дополнительные доходы, и правила приоритетности внутри госпрограмм предписывают потратить их вот таким соответствующим образом», - заключил Шувалов.
Комитет Госдумы по бюджету и налогам на прошлой неделе рекомендовал принять во втором чтении правительственный пакет законов о бюджетном правиле. Ранее депутаты отклонили поправку, согласно которой нормативная величина Резервного фонда должна составлять 5% ВВП вместо предложенных правительством 7% ВВП.
Одним из самых активных сторонников снижения планки до 5% ВВП является Минэкономразвития. В частности, глава министерства Андрей Белоусов отмечал еще в сентябре, что такой уровень лимита позволит запустить инфраструктурные программы уже с 2014 года и существенным образом компенсировать те расходы, которые выпали из финансирования.
Однако это предложение не поддержал Минфин, который считает, что объем Резервного фонда в 5% ВВП не гарантирует устойчивость бюджетной политики РФ, передает РИА «Новости».