Высокопоставленный источник в правительстве признался, что пока власти не понимают, как бороться с межнациональными конфликтами.
«Мы размышляем на эту тему. Процесс рефлексивный идет. У нас нет еще готового рецепта. Думаю, его нет ни у кого сейчас в стране», - говорит источник.
По его словам, невозможно создать универсальную систему предотвращения конфликтов на национальной почве.
«На Северном Кавказе, на Дальнем Востоке, в Москве нужны дифференцированные подходы», - говорит источник в Белом доме.
Выстраиванием национальной политики должны заняться заместители министров регионального развития, которых назначат курировать федеральные округа, считают в Минрегионе. Специально для этого им могут расширить полномочия: замминистры будут отвечать за политический климат в регионе, а межнациональная сфера считается его важным компонентом.
«Нужно усиливать связь с региональными и местными уровнями. Мы сделаем систему более эффективной, чтобы эти проблемы видеть на ранних подступах, а не разруливать горячие конфликты. Нужна будет профилактическая работа, чтобы своевременно реагировать на предпосылки конфликтов и устранять их. А потом во многих стычках не национальная подоплека, а бытовая», - полагает источник в правительстве РФ.
Ответственными за разработку мер по противодействию межнацконфликтов помимо Минрегиона назначены МВД и ФСБ России.
«Без силовых органов эту работу наладить эффективно невозможно. Конфликты, которые нельзя профилактически потушить, должны гаситься с помощью правоохранительных органов», - рассуждает чиновник.
#{interviewsociety}Документ по борьбе с межэтническими конфликтами нужен, ведь после ликвидации Министерства по делам национальностей в 2004 году межэтнические отношения остались как бы в ведении институтов гражданского общества, говорит глава Миннациональностей в 2001–2004 годах Владимир Зорин.
«Государственное присутствие здесь обязательно. Межнациональная стабильность - это равнобедренный треугольник, где одна из сторон - исполнительная власть, другая сторона - законодательство, а третью представляет гражданское общество. Выбросьте одну из сторон, и вы получите угол, о который все время будете спотыкаться», - считает Зорин.
Ссылаясь на данные Института этнологии и антропологии РАН (Зорин в нем заместитель директора), экс-министр утверждает, что в межнациональной сфере самое слабое звено - органы местного самоуправления, пишут «Известия».
«Во многих муниципалитетах даже не определены чиновники, ответственные за состояние межнациональных и межконфессиональных отношений. Пора перестать кивать на Москву и федеральный центр, - говорит Зорин. - Места на рынке, разрешения на торговлю, на строительство мечетей дают не в пределах Садового кольца. Все это решается конкретным главой региона или местного самоуправления».
Если власти будут снимать с себя ответственность за межэтническую сферу, то «мы будем получать события, подобные Кисловодску», убежден экс-министр по делам национальностей.
Массовая драка произошла в субботу на Первомайском проспекте в Кисловодске, по информации представителя МВД РФ, в ней участвовали 15 человек, два человека погибли в результате полученных ножевых ранений, один находится в реанимации.
В понедельник стало известно, что сотрудники следственного отдела Кисловодска задержали первого подозреваемого в участии в массовой драке в городе, которым оказался студент вуза.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, следователи возбудили второе уголовное дело по факту инцидента. По данным СК, «один из участников драки угрожал прибывшему на место происшествия оперуполномоченному отдела уголовного розыска ОМВД России по г. Кисловодску пистолетом, еще один – умышленно совершил на него наезд на автомобиле».
В настоящий момент следствие рассматривает несколько версий произошедшего. По основной из них, драка произошла в результате внезапно возникших неприязненных отношений нескольких лиц, в процессе чего в конфликт были втянуты их знакомые.
Представитель пресс-центра МВД РФ отметил, что драка носила бытовой характер и никакого отношения к межнациональным конфликтам отношения не имеет.