Отвечая на вопрос эксперта, Брейвик подтвердил, что принимал смесь из кофеина, эфедрина и аспирина за несколько часов до терактов. Ранее обвиняемый также заявлял, что принимал такую смесь пять раз за две недели до 22 июля, «чтобы организм привык к химикатам», передает ИТАР-ТАСС.
По словам Меланда, эфедрин увеличивает поступление кислорода в легкие и используется для лечение астмы и прочих подобных заболеваний. «Его действие похоже на амфетамин, он возбуждает, стимулирует центральную нервную систему», - пояснил специалист.
Эксперт уточнил, что все выглядит так, будто, перед тем как окончательно решиться на теракты, обвиняемый принял 25-100 г эфедрина и 500-800 мг кофеина. По его словам, эфедрин, в частности, усиливает агрессию и повышает склонность к насильственным действиям.
Дополнительное воздействие, добавил Меланд, на организм и поведение Брейвика могли оказать анаболические стериоды, которые он принимал для поддержания себя в форме.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в среду представители норвежской полиции заявили, что Брейвик аккурат перед совершением терактов попытался отправить по электронной почте около восьми тысяч писем с описанием своих идей.
Напомним, что во вторник суд перешел к допросу четырех друзей Брейвика, среди которых - его бывшая девушка. Все они просили суд, чтобы Брейвика вывели из зала, пока они будут давать показания, эта просьба была удовлетворена.
Один из друзей Брейвика рассказал, что будущий «норвежский стрелок» сделал себе пластическую операцию по изменению носа, чтобы больше походить на истинного арийца.
Также свидетель рассказал, что Брейвик отличался умом и смекалкой, общительностью и любил проводить время с друзьями, проявлял терпимость и никогда не ввязывался в неприятности.
Кроме того, выяснилось, что друзья считали Брейвика гомосексуалистом.
В четверг норвежец Андерс Брейвик, обвиняемый в совершении двойного теракта 22 июля, заявил в суде Осло, что он не намерен обжаловать приговор, если его признают вменяемым.
Процесс по делу Андерса Брейвика начался 16 апреля. Он обвиняется в терроризме и предумышленном убийстве 77 человек 22 июля 2011 года в правительственном квартале Осло и молодежном лагере Норвежской рабочей партии на острове Утойя.
Суд уже заслушал самого Брейвика, который не отрицает, что совершил убийства, но не признает себя виновным. Он заявляет, что нападение на активистов правящей Рабочей партии было оправданным, так как ее политика толерантности способствует «мусульманскому нашествию» в Европу.
Психиатры, обследовавшие состояние Брейвика ранее, пришли к выводу, что он шизофреник и считает себя рыцарем ордена тамплиеров. Такой диагноз был оглашен 29 ноября 2011 года, после того как психиатры Сюнне Серхейм и Тургейр Хусбю провели 12 встреч с Брейвиком.
10 апреля этого года оглашены результаты повторной медэкспертизы психического состояния Андерса Брейвика, которая показала, что он вменяем.
Однако суду все же предстоит окончательно разобраться в этом вопросе, и это, пожалуй, главный вопрос 10-недельных слушаний по самому громкому судебному процессу в послевоенной истории Норвегии.
В случае если суд признает террориста вменяемым, ему грозит лишение свободы сроком на 21 год (максимальное наказание за совершение теракта, предусмотренное в Норвегии), который суд сможет впоследствии продлить. В стране предусмотрено «превентивное задержание», предусматривающее увеличение срока содержания обвиняемого под стражей до тех пор, пока он не будет признан неопасным для общества.
Если же Брейвик будет признан невменяемым, он будет отправлен на принудительное лечение в закрытую психиатрическую клинику до конца жизни. Однако его могут выпустить на свободу, если эксперты решат, что лечение пошло на пользу, а сам Брейвик больше не представляет угрозы для общества. Если же он будет признан излечившимся, но по-прежнему будет представлять опасность, его могут отправить за решетку (подобная практика применялась в Норвегии лишь один раз).