Перед депутатами Европарламента выступила не только Марта Качиньская, но и эксперты, которые указывали на несоответствия в официальном докладе Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и польской комиссии по расследования катастрофы и убеждали в необходимости проверки всех фактов.
«Я рассчитываю на то, что правда о причинах катастрофы получит более широкое распространение. Я понимаю, что на Западе затруднена передача информации о последних выводах относительно катастрофы. Речь идет о популяризации новейших выводов, а также о созыве международной комиссии, которая объективно изучит то, что случилось», - пояснила Марта Качиньская.
Она считает, что официальная версия о том, что катастрофа произошла по вине пилота, который пытался посадить самолет в условиях густого тумана, является «лживой», передает РИА «Новости».
Ряд ученых из Польши и США указали в ходе слушаний на несовпадения данных расследования о последних минутах полета. По их мнению, выводы российской и польской комиссий противоречат показаниям датчиков высоты.
Группа преподавателей польских вузов также предложила собрать комиссию экспертов, которая бы получила доступ к документам следствия и занялась бы их анализом.
В частности, подозрение экспертов вызвали странные, на их взгляд, деформации частей корпуса самолета, которые могли бы указывать на возможность взрыва на борту.
Вдова покойного командующего ВВС Польши генерала Анджея Бласика, которого поначалу заподозрили в давлении на экипаж, также выступила перед депутатами. Она охарактеризовала мужа как последовательного борца с проявлениями коммунистического менталитета в войсках. После ее эмоционального выступления депутаты Европарламента долго аплодировали стоя.
Брат Леха Качиньского глава партии Закон и справедливость Ярослав Качиньский следил за слушаниями из Варшавы. Он также не исключил, что самолет был уничтожен в результате покушения. «Если там были взрывы, как говорилось сегодня, то эта катастрофа больше выглядит как покушение. Если эта катастрофа больше похожа не покушение, то это новое качество в политике», - сказал он в ходе видео-моста с Европарламентом.
Самолет польского президента Леха Качиньского разбился под Смоленском утром 10 апреля 2010 года. При посадке он зацепился за верхушки деревьев в условиях плохой видимости из-за сильного тумана. На борту находились 96 человек - 88 пассажиров и восемь членов экипажа - все они погибли.
Межгосударственный авиационный комитет 12 января 2011 года обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.