«Ко второму этапу тендера по определению стоимости ГТС подано три заявки, а именно от компаний Ernst & Young, Duff & Phelps, Baker Tilly - Ukraine. Компания Thomas & Simonova не приглашена ко второму этапу, учитывая, что ее предложение не соответствует заявленным тендерным условиям, - сказал Чупрун. - Результаты тендера будут объявлены в самое ближайшее время», передает ИТАР-ТАСС.
По его словам, три компании-участницы второго тура тендера по оценке ГТС заявили о следующих предложениях по предоставлению услуг по оценке стоимости ГТС и подземных хранилищ газа (ПХГ), а именно: компания Ernst & Young заявила о ценовом предложении 5,926 млн гривен (740 тыс. долларов), Duff & Phelps - 4,4 млн гривен (550 тыс. долларов), Baker Tilly - Ukraine - 4,1 млн гривен (512 тыс. долларов).
#{smallinfographicleft=453056}Ранее заместитель главы правления «Нафтогаза Украины» сказал, что заявления о стоимости украинской ГТС в размере от 4 до 200 млрд долларов - это не более чем спекуляции. «Мы слышим разные цифры, разная стоимость. Звучат цифры от 4 до 200 млрд долларов. И это проявления спекуляций. Но я хочу сделать официальный посыл государства и нашей компании. Мы не собираемся торговать нашей ГТС. Мы намерены обеспечить ее жизнедеятельность на долгие годы. Мы должны оставить ее как национальное достояние, сделать ее экономически рентабельной. И один из выходов - это создание газотранспортного консорциума», - сказал Чупрун.
В то же время Чупрун считает, что заявления российских властей о бесполезности украинской ГТС в скором будущем направлены на понижение стоимости газотранспортной системы. «Последнее время представители Газпрома заявляют, что после пуска второй очереди «Северного потока», запуска «Южного потока», загруженность украинской ГТС будет составлять ноль. Это тревожит нас. Мы не исключаем, что эти заявления о нуле направлены на снижение стоимости нашей ГТС», - заявил он, добавив, что именно поэтому важно провести ее оценку.
Россия в переговорах с Украиной о снижении цен на российский газ требует взамен от Киева передачи половины прав на управление ГТС. В ответ Украина предложила РФ создать трехсторонний консорциум с участием ЕС по управлению ГТС взамен на скидку на газ. Однако это предложение пока не устраивает Москву.
Согласно исследованию известного оценщика Людмилы Симоновой, обоснованная стоимость ГТС Украины составляет 61 млрд долларов.
Независимый украинский эксперт Валентин Землянский считает, что ГТС стоит порядка 40 млрд долларов. «Мое мнение: белорусскую ГТС оценили в 5 млрд долларов, наша (украинская) в пять раз больше плюс имеет подземные хранилища газа (ПХГ), поэтому ее цена - 40 млрд долларов. Но, думаю, оценочная стоимость будет посередине между 20 млрд долларов и 40 млрд долларов, то есть около 30 млрд долларов», - отметил Землянский.
При этом он напомнил, что Газпром озвучил цену украинской ГТС в 20 млрд долларов. По его мнению, на самом деле эта сумма была названа потому, что именно столько россиянам нужно вложить в «Южный поток», который они хотят строить в обход Украины.
«Что касается 200 млрд долларов, которые назвала экс- премьер Юлия Тимошенко, то это цифра из известного анекдота: «Почему так дорого?» - «Да деньги очень нужны», - сказал Землянский.
Пропускная способность газотранспортной системы Украины на входе составляет 288 млрд куб м, на выходе - 178,5 млрд куб м, в том числе в страны Европы - 142,5 млрд кубометров, Молдавию - 3,5 млрд кубометров. Транзит природного газа по территории Украины в страны Европы и СНГ в 2011 году увеличился на 5,7% по сравнению с 2010 годом - до 104 млрд 197,67 млн кубометров. В том числе транзит газа в Западную Европу в минувшем году увеличился на 5,9% - до 101 млрд 98,13 млн кубометров, тогда как в страны СНГ сократился на 2,4% - до 3 млрд 99,54 млн кубометров.
ГТС состоит из 72 компрессорных станций, 110 цехов и 1 тыс. 451 газораспределительной станции. Общая протяженность газопроводов, которые эксплуатирует компания, составляет 38,6 тыс. км, в том числе магистральных газопроводов - 22,2 тыс. км, газопроводов-отводов - 16,4 тыс. км.