«Проблему финансирования строительства дорог нам предстоит решать. Я считаю, что решить ее без привлечения нефтегазовых денег - наших средств из Резервного фонда на строительство дорог, по большому счету, мы не сможем. Строительство дорог за счет привлечения частных денег или денег Пенсионного фонда - а такие возможности, безусловно, есть - очень ограничено, потому что окупаемость этих проектов крайне велика либо вообще отсутствует. Поэтому это проблема, которая сейчас встала крайне остро (нехватки автомобильных дорог), и ее нужно решить», - сказал министр, выступая на конференции «100 шагов к благоприятному инвестиционному климату, новые ориентиры для регионов» в среду в Москве, передает «Интерфакс».
«Сегодняшнее состояние автомобильных дорог со 100%-ной вероятностью будет обесценивать все усилия по улучшению инвестиционного климата», - подчеркнул он.
По его словам, в Советском Союзе ежегодно вводилось 10-12 тысяч километров дорог общего пользования, в середине 90-х годов - 6-7 тыс. км, а сейчас - 2 тыс. км - и «мы никак не можем переломить эту ситуацию». «Придумали новый механизм - дорожные фонды. Вроде бы механизм очень хороший, но получилось только хуже сейчас», - сказал Белоусов.
Во-первых, по его словам, источниками финансирования дорожных фондов стали акцизы от продажи бензина, но одновременно были введены стимулирующие меры по уменьшению акцизов при повышении качества бензина. «В результате при улучшении качества бензина у нас финансовый источник дорожных фондов будет сокращаться», - обрисовал одну из проблем Белоусов.
«Вроде бы эту проблему решили, но остается вторая проблема - одновременно с созданием дорожных фондов мы ввели требование - и оно абсолютно нормальное - нормативного ремонта, то есть на 100% норматив содержания дорог должен быть покрыт источниками финансирования», - сказал министр. При этом он заметил, что ремонт дороги не обеспечивает повышения ее пропускной способности.
«В результате у нас финансирование содержания и ремонта дорог возросло, источники возросли в гораздо меньшей степени, и в результате у нас сегодня финансирование строительства новых дорог фактически сузилось», - описал существующую проблему министр. Эту проблему, по его мнению, можно решить только с использованием средств Резервного фонда.