Минприроды подготовило проект Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений и развития охотхозяйственной деятельности в РФ до 2030 года. Документ опубликован на сайте ведомства для публичного обсуждения.
В плане мероприятий по реализации стратегии предлагается ужесточить наказание за браконьерство, увеличить финансирование на содержание государственных инспекторов, допустить бизнес до разведения исчезающих видов. Особое внимание уделено сохранению и восстановлению амурского тигра, переднеазиатского и дальневосточного леопардов, зубра, снежного барса, сайгака, а также «других редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных в рамках видовых стратегий их сохранения».
Обсуждение стратегии только началось, но, как стало известно «Российской газете», документ не понравился ни охотникам, но даже экологам. По крайней мере, тем, кого нам удалось опросить. У охотников - особая причина недовольства: они могут остаться без весенней охоты на птиц. Кстати, на Европу, где зимуют пернатые, не распространяется запрет, который предусматривает соглашение по охране афро-евразийских мигрирующих водно-болотных птиц «У нас не совпадают интересы по водоплавающей дичи, западные страны стараются, чтобы мы меньше ее использовали, а они - больше», - поясняют в ассоциации «Росохотрыболовсоюз».
Непонятно также, почему только это международное соглашение включено в стратегию, недоумевает руководитель программы по биоразнообразию Всемирного фонда дикой природы Владимир Кревер. «Более важна Боннская конвенция по охране мигрирующих видов животных. И Россия является участником нескольких ее протоколов - по сайгаку, стерху. Но целиком она в план мероприятий не включена», - говорит эксперт. Есть у экологов и другие претензии.
«В стратегии практически отсутствуют вопросы межведомственного взаимодействия, план действий по ее реализации очень поверхностно составлен в отношении защиты редких видов», - говорит Владимир Кревер. Нет ни индикаторов, ни источников финансирования, продолжает эколог: «Что бы ты не сделал, все будет соответствовать стратегии. Если ничего не сделаешь - это тоже в нее впишется». Эксперт отмечает, что в нынешнем виде стратегия вряд ли поможет защитникам редких птиц, зверей и растений.
Охотникам она предлагает к 2014 году создать концепцию развития охотничьего хозяйства России на период до 2030 года, а так же подумать о появлении кадастра животного мира, охотничьих ресурсов и их местообитаний. Но охотников и это не радует. «Мы жили надеждой на то, что отрасль охотничьего хозяйства будет возрождена, но когда мы почитали стратегию, удивились. Как можно смешивать вопрос защиты природы с развитием отрасли народного хозяйства?», - сетует главный редактор журнала «Охота - национальный охотничий журнал» Вениамин Ольшанский.
«В Минприроды попытались скрестить стратегию охраны редких видов и развития охоты как отрасли народного хозяйства», - объясняет Владимир Кревер.
Впрочем, эксперты надеются, что окончательный вариант документа устроит и защитников природы, и охотников. «Была договоренность перерабатывать стратегию на общественном совете при Минприроды», - сообщил член-корреспондент РАН Вячеслав Рожнов.