Преподавателей планируется разделить на несколько категорий: учитель-новатор (учитель, который занимается опытно-экспериментальной работой и вводит новые дисциплины и методики в школах), учитель-методист («преподаватель-оратор», который массово передает информацию), учитель-исследователь (учитель, занимающийся научно-исследовательской работой), учитель-наставник (осуществляет работу по обучению и передаче опыта молодым специалистам).
«Первые попытки были еще в 2009 году, когда обсуждался новый порядок аттестации преподавателей. Проходили различные апробации, но потом проект затих. Различие таких «степеней» касается деятельности самого преподавателя. С моей точки зрения, это будет хороший посыл для преподавателей, стимулирующий фактор развития», - сказала официальный представитель Института повышения квалификации работников образования Надежда Солопова.
Однако на планы введения аттестации преподавателей уже отреагировал Межрегиональный профсоюз работников образования. Сопредседатель профсоюза Андрей Демидов рассказал, что разделение учителей по степеням не оправдано и по итогу может превратиться в бюрократическую вакханалию, пишет газета «Известия».
«А мне интересно, будет ли степень «учителя-консерватора»? Сейчас, даже когда мы проходим аттестацию, в наших листах прописывается, какие мы методики использовали и какие новые средства мы задействовали. У нас позиция довольная четкая и твердая. Мы выступаем за отмену аттестации для преподавателя после трех лет практики. Первые три года - пожалуйста, когда молодой специалист, конечно, за ним нужно наблюдать, а по итогу трех лет он проходит аттестацию и становится самостоятельным учителем. Дальше все аттестации должны быть строго добровольными, как было раньше. Мы уже внесли поправки в новый закон «Об образовании», который будет рассматриваться в ближайшее время», - сказал Демидов.
Представитель профсоюза согласился предоставить план поправок к закону «Об образовании». По вопросу аттестации профсоюз требует внесения трех пунктов.
Первый пункт касается того, что аттестация преподавателя может проводится в случае подтверждения соответствия занимаемой им должности и, по желанию учителя, на установление квалификационной категории. Сразу же отмечено, что основанием для проведения аттестации для подтверждения занимаемой должности должны являться обоснованные сомнения работодателя в профессионализме учителя. Решение о проведении «проверки знаний» у преподавателя должно быть согласовано с профсоюзной организацией или педагогическим коллективом.
Следующее требование, которое выдвигают учителя, касается проведения самой аттестации. По их мнению, заниматься этим должны федеральные органы исполнительной власти, и членами комиссии не могут быть сотрудники органов управления образованием. В пояснении к этому пункту профсоюз указал необходимость защиты прав педагогических работников. В связи с этим в аттестационную комиссию должен входить представитель профсоюзной организации с правом решающего голоса, и учитель, не прошедший аттестацию, должен иметь право на подачу апелляции.
Последняя поправка касается порядка проведения аттестации учителей. По их мнению, схема проведения аттестации должна устанавливаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и с профсоюзами работников образования.