«Все стратегические силы Северного флота были приведены в состояние повышенной боевой готовности», - сказал Курдин. Во время путча Курдин находился в военно-морской базе Гаджиево, командовал подводной лодкой, на которой были размещены 16 баллистических ракет, передает «Интерфакс».
Он отметил, что офицерам было неизвестно, что происходит в стране, но командиры были готовы по первому приказу применить ядерное оружие. «Ни радио, ни телевизоров на базе не было, только приказы, согласно которым все баллистические ракеты были готовы к запуску в любой момент», - подчеркнул Курдин.
«Это сейчас стало известно, что ГКЧПисты отняли у Горбачева ядерный чемоданчик, до сих пор не ясно у кого он был в те дни. Говорят, что у Янаева (вице-президент СССР, председатель ГКЧП – прим. ВЗГЛЯД). Вот если бы он трясущимися руками нажал на кнопку, то началась бы Третья мировая война», - ужаснулся ветеран.
Курдин добавил, что командир бригады, в которой он служил, приказал ему поднять экипаж «в ружье». «Я отказался делать что-либо без письменных распоряжений, комбриг подумал и не стал настаивать», - добавил он.
По словам Курдина, военные неоднозначно отнеслись к путчу: «кто-то радовался и бегал по части, срывая портреты Горбачева, кто-то выжидал». «Когда путч провалился, со всеми сторонниками ГКЧП разбирались следователи, многие лишились должностей», - отметил он.
«Тот офицер, что скидывал портреты Горбачева, потом уверял, мол, сделал это, чтобы их не осквернили», - вспоминает Курдин. Сам же подводник в дни путча собирал грибы. «Никакой определенности тогда не было, а грибы были. На севере было много грибов. Многие военные их собирали», - подчеркнул он.
Говоря об остановке в Ленинграде, Курдин сообщил, что его знакомые, которые приехали к нему на Север из города на Неве, опасались возвращаться обратно, думая, что власть уже захватили путчисты.