В пятницу Edison сообщила, что договорилась с компанией Promgas - СП «Газпрома» и итальянской ENI - о долгосрочных закупках у нее российского газа. Условия контракта в Edison не раскрыли, но отметили, что стоимость российского газа теперь учитывает «изменившиеся рыночные условия». По словам главы Edison Брюно Лескера, «российская сторона согласилась пересмотреть цену газа (для Edison) исходя из того, что последние несколько лет цены на итальянском газовом рынке падали», пишет «Коммерсант».
Как подчеркнули в Edison, договориться с Газпромом компания сумела только после того, как летом 2010 года «начала арбитражное разбирательство» из-за цен на газ. Требуя от Газпрома снизить их, Edison подала иск в Стокгольмский арбитраж. Переговоры с монополией велись еще с 2008 года, но никакого результата не давали. Теперь же, когда с Газпромом все-таки удалось договориться на приемлемых для Edison условиях, арбитражное разбирательство будет прекращено, пообещали в компании. В «Газпром экспорте» (вел переговоры от лица Газпрома) подтвердили разрешение конфликта с Edison, но раскрыть подробности нового контракта отказались.
Как отмечает газета, это первый пример того, как европейский потребитель добился от Газпрома уступок в конфликте вокруг цен на газ, предъявив иск к монополии. Переговоры об этом ведут почти все ключевые потребители в Европе - немецкие E.ON, BASF и RWE, французская GDF Suez, итальянские ENI и Enel.
Уступку Edison источники «Ъ» в Газпроме объясняют тем, что это «далеко не самый крупный клиент, с которым проще договориться, чем завязывать долгие судебные разбирательства». Изначально Газпром даже предъявил к Edison встречный иск в Стокгольме, но затем отказался от него. Как говорит один из источников «Ъ», «там все упирается во введение пары новых коэффициентов в формулу расчета цены и в послабление обязательств Edison по take-or-pay».
Однако авторы материала утверждают, что ни то ни другое нельзя назвать чем-то второстепенным для Газпрома. Именно пересмотра формул цены и условий take-or-pay (гарантированный объем поставок) от монополии добиваются европейские клиенты. Как подчеркивает газета, если Газпром действительно сделал серьезные уступки в адрес Edison, это может осложнить его переговоры с другими крупными потребителями в Европе и в первую очередь - с итальянской ENI.