«Мы сейчас готовим ряд предложений по изменению политики России на международном рынке, – рассказал «Известиям» руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин. – Планируем забрать у предприятий многие функции, касающиеся выхода на международный рынок. Шаги здесь должны быть более скоординированными, иначе мы очень много теряем и этим пользуются наши конкуренты».
Сейчас российские компании работают на внешних рынках самостоятельно. «Центр Хруничева» продает пусковые услуги «Протонов» через американскую дочернюю компанию International Launch Services (ILS). А «РКК Энергия» через дочернюю Energia Overseas Limited (EOL) продает пуски с буксируемой морской платформы Sea Launch посредством «Зенитов». Российско-французское СП «Старсем» предлагает пуски ракетами «Союз» с космодрома «Куру».
#{image=587660}Еще есть небольшие компании, не контролируемые напрямую крупными производителями ракетной техники. Например, «Международные космические услуги» (МКИ), наполовину принадлежащая УГМК Искандера Махмудова, продает услуги выведения «Зенитами» с Байконура.За последние 20 лет российские компании выходили на мировой рынок запусков с самыми разными (порой экзотичными) предложениями. «Государственный ракетный центр имени Макеева» предлагал выводить на орбиту спутники, запуская их баллистическими ракетами «Штиль» с подводных лодок (два таких пуска даже были осуществлены).Кроме услуг по выведению самих запусков российские предприятия предлагают экспортировать ракетную технику: химкинское «НПО Энергомаш» продает американцам двигатели РД-180 для носителей Atlas, «Хруничев» делает для Южной Кореи первые ступени для ракет KSLV.Результаты работы российских космических предприятий на внешних рынках в целом выглядят убедительно. Так, в 2010 году в мире было 74 запуска ракет-носителей, из которых Россия осуществила 31 пуск (42%). При этом, например, из 12 стартов «Протонов» коммерческими были 8 запусков. Благодаря им в прошлом году доходы «Хруничева» от коммерческих программ составили 637 млн долларов (около 20 млрд рублей – при общем объеме реализации предприятия в 37 млрд рублей). В этом году «Хруничев» планирует заработать на коммерческих запусках уже 785 млн долларов.
Заняв львиную долю мирового рынка запусков, российские компании неизбежно начинают конкурировать между собой. Показательна прошлогодняя схватка «Хруничева» и «РКК Энергии» за контроль над производителем ракетных двигателей «НПО Энергомаш». Чтобы получить двигатели для Sea Launch по более выгодным ценам, «Энергия» в борьбе установила контроль над «Энергомашем». «Хруничев» схватку за предприятие проиграл и получил предложение купить двигатель для установки на ракету для Южной Кореи по такой цене, что в пору было задуматься о целесообразности всего проекта.
#{image=582950}«Иногда отношения руководителей российских предприятий между собой гораздо хуже, чем между нашими компаниями и их зарубежными конкурентами, – констатирует Поповкин. – И это ненормально. Конкуренция внутри России между компаниями должна сохраниться, а на внешнем рынке нам самим с собой конкурировать не нужно».
В «РКК Энергия» и «Хруничеве» информацию о намерении Роскососмоса создать структуру для координации экспортных операций официально комментировать не стали. Неофициально собеседник на «Хруничеве» отметил, что с трудом представляет, как новая структура возьмет на себя те функции, которые осуществляет ILS: «Например, чтобы сделанные в Штатах спутники можно было отвезти на Байконур и запустить российской ракетой, нужно специальное разрешение госдепартамента».
«Мне эта идея не понятна, – говорит заместитель гендиректора МКУ Михаил Герасев. – Тяжело представить, что Роскосмос будет делать с теми компаниями, которые сейчас занимаются маркетингом российских пусковых услуг. И делают это довольно успешно».
«Мы понимаем, что при создании такой структуры основная задача – не потерять рынок, – признает глава Роскосмоса. – Та же ILS, контролируемая «Хруничевым», – это американская компания, где работают американские граждане. Если мы будем действовать как слон в посудной лавке, то можем потерять заказы от американских фирм, которые делают телекоммуникационные спутники для всего мира. Это примерно 60% коммерческих запусков».
Какой вид и структуру будет иметь новая организация, Поповкин не сообщил, отметив, что этот вопрос в настоящее время прорабатывается, пишут «Известия».