Объем бюджета на 27 млрд меньше, чем запрашивала администрация в феврале и на 43 млрд меньше бюджета за минувший финансовый год. Сокращения обусловлены общим снижением госрасходов.
Бюджет принят с рядом внешнеполитических поправок, главная из которых открывает возможность прекратить оказание 700-миллионной помощи Пакистану. Как ранее пояснил госдепартамент, закон о бюджете Пентагона не замораживает оказание помощи, а лишь предусматривает такую возможность в случае, если Вашингтон не договорится с Исламабадом о пресечении поставок в Афганистан компонентов и материалов для производства самодельных взрывных устройств.
Еще одна поправка связана с санкциями в отношении Ирана. США постоянно расширяют санкционный список, и конгресс решил поддержать усилия администрации по изоляции Ирана. Парламентарии включили в закон о военном бюджете пункт о санкциях, направленных на преследование на территории США иностранных финансовых институтов, сотрудничающих с Центробанком Ирана.
Согласно этой поправке, президент США наделяется полномочиями, в случае необходимости, объявить о введении таких санкций. Парламентарии фактически продублировали механизм санкций, который используют Минфин и госдепартамент США.
Наибольшие споры в конгрессе вызвали две других поправки. Первая касается условий содержания в тюрьмах обвиняемых в терроризме и разрешает рассмотрение их дел гражданскими судами. Поправка была принята по настоянию администрации Барака Обамы, уже несколько лет добивающегося закрытия тюрьмы в Гуантанамо и ускорения рассмотрения дел содержащихся в ней заключенных.
Теперь, согласно новому закону, генпрокурор и глава Минобороны США могут принять совместное решение о том, кто будет рассматривать дело такого обвиняемого: гражданский суд или военный трибунал.
Вторая поправка, вызвавшая споры, должна была наделить американские власти правом удерживать в заключении на необходимый для следствия период подозреваемых в терроризме граждан США и иностранцев. Однако, конгресс постановил, что правом решать такие вопросы обладает только верховный суд.
В бюджетном запросе, направленном в конгресс в феврале, администрация просила выделить на проведение войсковых операций за рубежом 118 млрд долларов: 110 млрд на войну в Афганистане, 16 млрд - на поддержание американского присутствия в Ираке. В 2010 и 2011 фингодах суммарная стоимость этих войн оценивалась в бюджетах в 130 и 160 млрд долларов.
При Джордже Буше-младшем на эти войны тратилось до 180 млрд ежегодно.
Администрация в запросе отмечала, что составила новый бюджет с учетом экономии в 78 млрд долларов за счет ликвидации или замораживания программ, признанных устаревшими и неэффективными.
«Под сокращение финансирования попали несколько командных центров ВВС, программы по созданию вооружений для вооруженных сил, а также программы по перевооружению ВМФ... Бюджет предполагает также перенаправление высвободившихся после сокращений 100 млрд долларов на высокоприоритетные направления. В их числе: доукомплектование и дополнительная экипировка разведструктур, постройка кораблей, систем слежения, новых бронемашин для армии, создание нового типа высокочастотных спутников и работы по истребителю-невидимке F-35», - отмечалось в тексте законопроекта.
Пентагон также рассчитывает сэкономить в новом финансовом году 13 млрд долларов за счет отказа от продолжения работ по так называемым «нишевым» и невостребованным вооружениям и технике, передает РИА «Новости».