Россия может столкнуться со второй волной топливного кризиса, вызванного переходом на более жесткие экологические стандарты. Переход на стандарт «Евро-3» с начала 2011 года к апрелю привел к дефициту бензина, справиться с которым удалось лишь отменой запрета на «Евро-2» и увеличением ставки экспортной пошлины до 90% от пошлины на нефть. К ноябрю та же ситуация может повториться, но уже с зимним дизтопливом и авиакеросином.Как сообщил один из участников заседаний штаба Минэнерго по контролю за ситуацией на топливном рынке, дефицит дизтоплива в 2012 году может составить 5,5 млн тонн. Чтобы остановить уже начавшийся рост цен, Минэнерго рекомендовало нефтяным компаниям минимизировать экспорт малосернистого дизтоплива.
«Отгрузки дизтоплива с содержанием серы 10 ppm из Приморска, как ожидается, не превысят в ноябре 100 тыс. тонн по сравнению с 200 тыс. тонн в октябре и 560 тыс. тонн в августе этого года, когда ситуация на внутреннем рынке была стабильной. Причина - запрет на реализацию дизтоплива с содержанием серы более 500 ppm в РФ с середины сентября. Не все заводы смогли отказаться от производства такого топлива и были вынуждены экспортировать газойль с содержанием серы 0,1% и 0,2%. Дефицит дизтоплива усугубили также ремонтные работы на НПЗ в сентябре и октябре»,- говорится в сообщении Argus Media, пишет «Коммерсантъ».
Та же ситуация складывается и на рынке авиакеросина. «Пассажиропоток в Домодедово и Шереметьево за девять месяцев текущего года увеличился на 17% к аналогичному периоду прошлого года, а объем производства остался на прошлогоднем уровне»,- отмечают в Argus. 31 октября среднее значение спотовой котировки Argus на московском авиаузле достигло 29 тыс. 650 рублей за тонну (с НДС), поднявшись на 2 тыс. 23 рубля за тонну к уровню сентября.Источники шазеты в штабе Минэнерго свидетельствуют, что компании не торопятся выполнять «рекомендации» министерства, предусматривающие сокращение экспорта низкосернистого дизтоплива («Евро-2») в пользу внутреннего рынка.
Минэнерго предлагало даже снимать с экспорта дизтопливо «Евро-5» и смешивать его с высокосернистым дизелем для соответствия техрегламенту. «Все компании частные - они могут только рекомендовать, а рекомендации никто не слушает»,- сообщил источник, отметив, что на последнем заседании штаба Минэнерго подобная позиция компаний привела чиновников в ярость. Игнорирование подобных требований может заставить Минэнерго пойти на крайние меры вплоть до введения запретительной экспортной пошлины на дизельное топливо. Такие предложения на заседаниях штаба звучат каждую неделю. В Argus, однако, считают рост пошлин маловероятным: спад экспорта в ноябре говорит, что рекомендации Минэнерго все же выполняются.